Обозначив тему будущего материала как «Штрихи к портрету», беседу с министром финансов Республики Алтай Ольгой Завьяловой мы начали с разговора о коллективе, ведь отношение руководителя к коллегам и взаимоотношения с ними – тоже штрихи, характеризующие человека едва ли не больше, чем ответы на «домашние» вопросы.
- Мне хочется рассказать о людях: хотя в министерстве присутствует некоторая ротация (небольшая зарплата и медленное продвижение по службе, конечно, устраивают не всех), в основном коллектив стабильный. Именно коллектив, ведь командами приходят и уходят, а коллективы – складываются. Сегодня у нас есть сотрудники, которых без преувеличения можно назвать нашим золотым фондом, – это преданные делу и настолько квалифицированные специалисты, что, поверьте, многие из них могли бы возглавить любое ведомство. Они умеют принимать решения и брать на себя – каждый в своей области – ответственность. В этой связи свою задачу я вижу в том, чтобы не просить и не требовать (ссылаясь на руководящий пост), а давать поручения. И точно знаю: все будет сделано качественно и в срок, ведь я работаю с этими людьми десятый год. Ко мне в кабинет они тоже приходят не с просьбами, а с уже готовыми идеями, предложениями, выкладками и продуманными решениями той или иной задачи. Я в свою очередь стараюсь внимательно слушать людей, слышать их мысли…
- Если все-таки появляются вакансии, какие качества вы прежде всего хотите видеть в претендентах?
- Интуицию и деловую порядочность. А дальше можно перечислять все качества нормального человека. Конечно, ленивым и равнодушным здесь не место. С годами все больше убеждаюсь: если человек патологически ленив, его ничем уже не замотивируешь (хотя даже в условиях бюджетных ограничений мы стараемся по возможности это делать). Более того, я убеждена: профессионала в большинстве случаев формирует первое место работы: именно оно задает темп и определяет стандарты. Люди, начавшие свою трудовую деятельность в Минфине, – очень ценные специалисты.
- Сложно управлять коллективом финансистов?
- Я ведь не одна, у меня четыре надежных заместителя, каждый из которых прежде всего личность. Они такие профессионалы и помощники, что я контролирую их, они – меня, поэтому ничего не остается незамеченным или неотработанным.
Про каждого из начальников отделов и специалистов можно сказать очень много достойного, они заслуживают отдельного внимания и слов благодарности. Коллективом финансистов управлять и сложно и просто, а значит, интересно.
Могу сказать, что не заставляю и не прошу работать сверхурочно, даже наоборот, но чувство ответственности практически всех специалистов заставляет беспокоить охрану в выходные дни. Парадокс, конечно, но чаще всего во внерабочее время мы занимаемся нашей основной и самой важной работой – составлением бюджета, так как текущие дела никто не отменял, а полномочия, отчетность растут, и тщательно проработать, продумать свою деятельность возможно только в спокойной обстановке. Это неправильно, но на сегодня это данность.
- В Минфине вы работаете десятый год. Когда было сложнее всего?
- В финансовой сфере сложно всегда. Бюджетом ведь никто никогда не доволен, это «сплошное разочарование» даже в регионах-донорах.
Когда я и мои коллеги вместе со Светланой Антоновной пришли сюда в 2004 году, необходимо было принимать решения, связанные с ликвидацией последствий землетрясения, а без финансового участия это сделать, разумеется, невозможно. Сложной была ситуация. Бюджетный кодекс тогда работал всего лишь четвертый год, и приходилось рассматривать много противоречий с действующим законодательством, прежде чем принять единственно правильное решение. Потом вышел 131-й закон, затем кризис в экономике страны выдвинул на первый план задачу более эффективного использования ресурсов…
Сегодня ситуация не менее сложная, и связана она с реализацией указов Президента России, что требует переориентации финансовых потоков. Так что в нашей сфере не бывает скучно. Ведь за финансами и экономикой – люди, их жизнь, а это самое сложное.
- Ольга Владимировна, что для вас карьера?
- В отношении карьеры скажу, что, не споря с поговоркой о солдате, который мечтает стать генералом, сама я никогда ее не продумывала и не делала, даже слово это для меня так и осталось чуждым. Мне ближе понятие «работа». Я работала в разных местах и всегда с желанием, но также с удовольствием уходила на последующую работу, порой с большой зарплаты – на маленькую. Вообще я проживала каждый свой жизненный этап так, как хотела, ничего «не выбрасывала» из жизни, мне дороги все люди, с которыми сводила и сводит судьба, я рада каждому звонку и общению.
Что касается моего нынешнего поста, то я бы, наверное, сравнила министерское кресло с электрическим стулом: отвечать за финансы в условиях жесточайшей нагрузки на бюджет – это сверхсерьезная задача.
- Вы производите впечатление очень уравновешенного человека. А бывает, что эмоции вас захватывают?
- Скорее нет, чем да. Хотя я же обычная женщина, и эмоций бывает достаточно, может, только не на людях. Считаю, что не имею морального права кого-то обижать, тем более в порыве гнева. Если дело касается рабочих моментов, позволяю себе иногда повысить голос, но это непроизвольно и по делу.
- Какая вы дома, и что для вас счастье?
- У меня дома тихо и спокойно. Часто бывают гости – я родом из Казахстана, а там законы гостеприимства на первом месте. Думаю, что неплохая хозяйка, хотя, может, и нескромно так говорить.
Умею делать любую работу, связанную с домашним хозяйством. Не буду рассказывать о любимых занятиях, скажу лишь, что все делаю с настроением. Вообще, считаю, все главное в человеке закладывается именно в семье. Я у родителей старшая, у меня есть еще сестра и брат. В условиях большого города многодетной (даже по сегодняшним меркам) семье в те времена приходилось непросто. Зато у нас были большой дом, преемственность поколений и исключительно семейные ужины… У меня было настоящее золотое детство, с праздниками, отпусками, безмерной любовью всех друг к другу. А когда уезжала из дома учиться, бабушка наставляла: «Ольга, ни на кого не надейся. Ты все должна уметь делать сама». Да, стараюсь не теряться в житейских делах, если это нужно (может, только чуть слаба физически). Именно родители помогли мне адаптироваться в жизни: как бы трудно ни приходилось, а у каждого человека бывают сложные периоды, я точно понимала, как выйти из той или иной ситуации. Личный моральный кодекс – тоже из детства.
Сегодня у меня, как и у многих, обычная собственная семья, пусть не такая большая, но дома я всегда чувствую к себе бережное отношение, как в детстве. Так сложилось, что и у брата с сестрой «половинки» пришли к нам в семью. И пусть живем мы не близко и видимся не так часто, как хотелось бы, зато всегда можем опереться друг на друга. Поэтому для меня счастье – это счастье близких людей.
- Горный Алтай стал для вас настоящей родиной?
- Я люблю Алма-Ату, хотя редко сейчас там бываю, а Республика Алтай – моя вторая родина, и это тоже счастье.
- А что для вас самое сложное в работе и в жизни?
- Мне кажется, основное и одновременно самое сложное – это обретение гармонии. Поэтому и себе, и всем людям я пожелала бы прийти к согласию с собой, чтобы принятые решения, продиктованные разумом, были близки вашей совести и душе.
ИЗ РАЗГОВОРА:
О любви:
- Здесь много можно философствовать, но я бы отметила сегодня только одно направление. Считаю, управлять процессом можно при любом отношении к людям, а вот людьми – здесь необходима любовь, которая дается через испытания. И только с годами к людям начинаешь относиться по-другому – больше ценишь, что ли, наверное, с любовью.
Об ответственности:
- Говоря о поиске путей решения, хочу привести в пример Сергея Павловича Королева. Когда его коллективу была поставлена задача по созданию лунохода, у них возникли споры с коллегами: какой делать ходовую часть? Это ведь зависело от характера поверхности Луны, а в то время никто не знал, из чего она состоит. Срок сдачи работы был близок, решение все не находилось, а это в те времена было чревато очень серьезными последствиями. Тогда Сергей Павлович, взяв на себя всю ответственность, на доске с вариантами решений написал: «Луна – твердая!» – и поставил свою подпись. К счастью, он не ошибся, хотя это было лишь предположение: сыграли роль интуиция и безукоризненное знание своего дела. Но какой это управленческий пример!
О театре:
- Театр? Конечно люблю! Во времена учебы в школе, хотя тогда я не очень понимала зачем так часто, родители покупали нам билеты в театр при любом удобном случае, а уж на каникулах точно. Мы посещали спектакли с классом, семьей, гостями. Кроме того – ходили в цирк и на концерты, бывали практически на всех новогодних елках города – по графику. Это было какое-то безудержное счастье, которому, казалось, не будет конца и края. А потом, во время учебы в институте, – посещали новосибирский театр «Красный факел», конечно реже, чем хотелось, – на стипендию ведь. Жаль, что у нас в Горно-Алтайске театр появился так поздно. Только там ощущаешь какую-то другую жизнь, про которую ты когда-то читал в книгах.
О цветах и временах года:
- Считаю, нам повезло, что в нашей стране времена года так ярко себя проявляют, есть возможность прочувствовать все прелести природы. Люблю все сезоны, но, может быть, чуть больше остальных – осень: в ней есть что-то совсем уж завораживающее, это трудно описать словами, если ты не поэт. Весна, конечно, – время обновления, когда что-то хочется сохранить, что-то, наоборот, оставить в прошлом вместе с морозами и снегом. И, безусловно, весна – это цветы, которые всегда приятно получать. Только не «юбочный» или «миллионный» вариант, а что-то деликатное и выдержанное, чтобы было ощущение весны, а не столетнего юбилея.
Галина МИРОНОВА.
интересное интервью, приятно читать)