Предварительное обследование, главная новость - о том, что вскоре женщина станет мамой, первый крик ребенка, а за всем этим - они, люди в белых халатах, гинекологи и акушерки, в чьих руках не только здоровье, но зачастую и счастье женщин.
В этой статье хочу рассказать вам о замечательном медике, враче-гинекологе Республиканской больницы Ольге Викторовне Вострокнутовой, рассказать не только как о профессионале, но и как о человеке, умеющем сопереживать людям.
Ольга Викторовна родилась в Кемерово, росла и училась в Донбассе. Семья – самая обыкновенная, мама – педагог, отец, также имея высшее образование, работал шахтером. Врачей в родне в общем-то не было, только родная тетя девочки работала стоматологом. Однако дети, Оля и ее старший брат, выбрали для себя медицину. Вспоминая свои детские годы, Ольга Викторовна признается:
- У меня тогда была мечта работать с животными, где-нибудь в зоопарке, лесу, хотелось стать биологом. Но родители воспротивились: как ты, такая хрупкая, юная, поедешь в лес? И мое желание переключилось на медицину. Совершенно не жалею, что выбрала эту профессию!
- Как получилось, что вы приехали жить и работать в Республику Алтай?
- После окончания Алтайского государственного медицинского института в Барнауле по распределению мы с мужем, Игорем Владимировичем Вострокнутовым, приехали сюда. Специально ничего не планировали, так распорядилась судьба. Если честно, то направление на работу получил супруг, его направили в Кош-Агач, а я на тот момент уже была в декретном отпуске и поехала вместе с ним. После того как дочь немного подросла, и я вышла на работу в Кош-Агачскую больницу. А в 1990-м Игоря Владимировича пригласили в Республиканскую больницу, я - опять вместе с ним, «по пятам». С тех пор прошло уже 22 года.
- То есть работать по специальности вы стали именно в Республике Алтай?
- Не совсем, год мы с супругом трудились в Алейске, проходили там интернатуру, официально же работа врачом началась в Кош-Агаче.
- Сколько времени вы помогаете женщинам?
- Общей практики у меня 26 лет.
- Вы уже несколько раз упомянули Игоря Владимировича. Может быть, расскажете и о вашем знакомстве?
- С удовольствием! С мужем мы познакомились на первом вступительном экзамене, шесть лет проучились в параллельных группах, вместе ездили в стройотряды, колхозы. Но внимание на меня он обратил только на шестом курсе. Все годы учебы я мечтала о том, что вернусь домой, к родителям, даже и не думала жить в Республике Алтай, но свадьба и последующее распределение супруга все расставили по своим местам.
- Дочь продолжает семейную традицию?
- Да, она тоже врач. Сначала об этой профессии и не мечтала, даже сопротивлялась, если мы ей пытались намекнуть пойти по нашим с отцом стопам. А потом сама приняла решение пойти в медицину - и сейчас тоже об этом не жалеет. Наша дочь рентгенолог.
- Почему вы выбрали именно гинекологию?
- Сложно ответить. Получилось как будто само собой, но на самом деле я даже не представляла себя в другой специализации. Да и с мужем у нас смежные специальности, он хирург, поэтому особого выбора у меня не было.
- Сложно работать, неся на себе такую большую ответственность за жизни, судьбы женщин?
- Плановая медицина всегда интересна, она захватывает, затягивает с головой. Мне всегда нравилось беседовать с больными, уделять им внимание. Сложнее, когда случаются экстренные ситуации. Непредсказуемая работа всегда напрягает. И муж говорит, что тоже устает от экстренных случаев, а плановой работой готов заниматься не жалея себя – так же затягивает.
- Часто приходится помогать больным экстренно?
- В день по нескольку раз. Ни одно дежурство без этого не обходится. Особенно много таких случаев стало в последнее время, когда женщины начали массово беременеть и рожать. Наблюдается рост числа возрастных беременных, многие - с патологий. Не знаю, чего здесь больше – действительно желания родить еще одного ребенка или материальной заинтересованности, но именно с беременными бывают очень серьезные экстренные ситуации. По «скорой помощи» в основном поступают юные девушки, 18 – 19 лет, с первой беременностью, мало что знающие. Им мы всегда стараемся максимально полно рассказать о них же самих, о строении организма, развитии плода, методах контрацепции и многом другом. Я всегда говорю молодым: готовьте вопросы, потому что больше никто и нигде с вами на эту тему беседовать не будет!
Ни одна женщина после лечения не уходит от нас без рекомендаций.
- Раньше проблем было так же много?
- В прошлые годы другой была диагностика, УЗИ могли пройти далеко не все женщины в республике. Сейчас же это делается на ранних сроках, что позволяет снизить риск. Как правило, проблемы наступают не в первую беременность, а уже после перенесенных абортов и заболеваний. Поэтому, сравнивая «раньше» и «сейчас», могу отметить: женщины заинтересованы в том, чтобы выносить и родить здоровое дитя, они с ранних сроков становятся на учет, выполняют предписания. Ультразвуковое обследование можно пройти не только в Горно-Алтайске, но и в районных больницах или в другом городе.
- Изменилась ли ситуация по патологиям? Сейчас такая экология, многие женщины имеют вредные привычки...
- Если говорить о патологии развития плода, то на первом плане всегда идет инфекционный аспект. Когда женщина беременеет непролеченной либо не полностью обследованной, то и результат соответствующий.
- Ваш совет тем, кто планирует родить ребенка.
- Обязательны предварительная консультация и полное обследование семейной пары.
- Хотели бы вы пожелать что-то своему отделению, медицине в целом?
- Хотелось бы, чтобы министерства здравоохранения России, Республики Алтай больше внимания обращали на такие больницы, как наша. Сейчас все ресурсы направлены на сельские, районные отделения, а аппаратура Республиканской больницы в таком «упадническом» состоянии, что работаем на честном слове. Районы получили новое оборудование, мы продолжаем «ездить» на старом, и другого нам не обещают. Следует учитывать и нагрузку - и на врачей, и на медтехнику. По плану у нас одно, а на деле получается иное.
Хотелось, чтобы и медикаментозное снабжение было на более высоком, современном уровне. Например, есть хорошие препараты, которые позволяют прерывать беременность не инструментально, а медикаментозно, но нам они недоступны, несмотря на все наши заявки. Хотелось бы, чтобы была своя лаборатория, которая на месте будет определять инфекцию, гормональный фон… В общем, хотелось бы продолжить работу в отремонтированном отделении и на новом оборудовании.
- Планы на будущее?
- Ничего глобального уже не планирую. Всегда кто-то должен заниматься семьей. От будущего я жду только внуков, а так - основные «планы» были возложены на мужа, я думаю, что он их выполнил, а мне просто некогда было делать свою карьеру. Хочется тихо заниматься любимым делом и отдыхать, если выдается такая возможность. Мне в сутках всегда не хватает двух-трех часов. Если бы они появились, посвятила бы их хобби – цветам и вязанию.
- Скажите, что нужно сделать, чтобы стать лучшим в вашей профессии?
- Нужно еще во время учебы в вузе дежурить в больнице. То есть не просто книжки читать, а практически ходить за врачами по пятам. Потому что медицину только по учебникам не изучишь. Нужна практика, во время которой можно и нужно возвращаться к пособиям, повторяя изученное ранее. Я очень рада, что судьба заставила меня еще студенткой работать медсестрой - после я успешно и процедуры делала, и роды принимала. Точно так же училась работе с УЗИ – книги книгами, но нужно глазами смотреть, опыт нарабатывать. Квалификацию повышаю до сих пор - и с удовольствием.
- Кто вам помогал состояться как профессионалу, был другом и наставником?
- Мне всегда помогал муж. Он – моя главная опора и поддержка! В Алейске был наставник - заведующая отделением доктор Ольга Ивановна Малышева, в институте - Наталья Ильинична Фадеева и Ида Борисовна Пчелкина, самые любимые наши преподаватели. Когда переехали сюда, меня «под крыло» взяла Людмила Алексеевна Донских, и все коллеги всегда были доброжелательны и готовы подсказать, помочь.
- Получается, не только вы мужу надежный тыл, но и он вам путеводная звезда?
- Конечно! Например, в Кош-Агаче мы с ним работали вдвоем, в собственном соку «варились», так же и в Алейске. И здесь, в Ресбольнице, когда совпадают дежурства, мне надежно и спокойно. А в душе живет твердая уверенность: если он рядом – все будет хорошо!
Наталья АНТЮФЬЕВА.