В нашем обществе сложилась непростая социально-экономическая обстановка. Зачастую это становится причиной роста различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Трудными подростками мы называем тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятого и препятствует полноценному воспитанию.
Они ведут себя вызывающе, открыто высказываются о своем нежелании учиться, проявляют неуважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывают с помощью физической силы. Именно такие подростки становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются одноклассниками. Они уходят из школы, сближаются с другими «отверженными». Грубость, цинизм, бесшабашность зачастую являются маскировкой собственной неполноценности, ущемленности. Большинство трудных ребят воспитываются в социально неблагополучных семьях, часто имеют врожденные дефекты, у них наблюдаются нарушения возрастного психического и личностного развития, снижение показателей физического здоровья. Эти дети часто находятся в состоянии так называемой предболезни или имеют хронические заболевания. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Вследствие употребления матерью алкоголя во время беременности может случиться интоксикация плода, которая скажется именно в переходном возрасте. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы у ребят подросткового возраста. Родителям порой не просто в этом разобраться, им необходимо вовремя обратиться к специалистам. Но если диагноз не подтверждается, причину нужно искать в семье, микросреде, окружающей ребенка. Подростку трудно устоять перед дурными примерами асоциальных компаний, а порой и сами родители служат отрицательным примером. Ребята начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры. Это объясняется психической незрелостью, повышенной внушаемостью и неумением соотносить свои поступки с нормами поведения. Дети, имеющие отклонения в процессе социализации, требуют активизации собственных жизненных сил, стимуляции их социальной субъективности, ресоциализации («ре» в данном случае означает повторное, возобновляемое действие, а «социализация» понимается как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, приобретения нового социального опыта, позволяющего ему функционировать в качестве полноправного члена общества). Как же быть?
КАК ПОМОЧЬ ТАКИМ ДЕТЯМ?
• Прежде всего, помните, что ваш ребенок индивидуален. Найдите причины неадекватного поведения.
• Постарайтесь увлечь ребенка какой-либо деятельностью. В нашем городе работают бассейн, музыкальная, художественная школы, спортивные секции, занятия в которых развивают умственные и физические способности детей. Многие родители говорят, что у них нет денег, чтобы платить за такие услуги. Но ведь в каждой общеобразовательной школе есть бесплатные кружки, о которых некоторые даже не знают! Поговорите с классным руководителем, поинтересуйтесь, куда можно записать вашего ребенка. Спросите его самого, где бы он хотел заниматься, в какую секцию пойти – вдруг у него есть что-то на примете. Предложите разные варианты, расскажите, в чем особенность каждого вида деятельности. Дайте подростку возможность самому выбрать секцию. Если опыт окажется неудачным, не злорадствуйте, а вместе спокойно обсудите причины неудачи.
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
• Ощущение счастья и радости от успеха имеют огромное значение даже для взрослого человека, не говоря уже о трудных подростках. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
• Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Что делать, чтобы ребенок не был агрессивен?
• Определите проблемы и нормализуйте семейные отношения.
• Ликвидируйте все агрессивные формы поведения (ребенок все замечает и подражает вам).
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его.
• Требуя что-то, учитывайте возможности, а не только свое желание.
• Пытайтесь гасить конфликт сразу, направляя интерес ребенка в другое русло.
• Учите ребенка общаться со сверстниками.
• Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
• Не внушайте ребенку, что он плохой. Это формирует низкую самооценку, затрудняет общение с внешним миром.
• Не используйте агрессивные меры воспитания (шлепки, угол, ремень)!
• Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять в людей и животных из игрушечных пистолетов и т.п.
• Старайтесь оградить его от сцен насилия не только в жизни, но и на телеэкране.
• Никогда не говорите, что кто-то лучше.
• Не культивируйте вражду между ним и сверстниками.
• Не оскорбляйте достоинство грубыми словами.
Каждый ребенок нуждается в родительской любви. Она основывается на понимании того, что ребенок, в каком бы возрасте он ни находился, - это личность со своими интересами, желаниями, правами и обязанностями. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
«Преступники вырастают из детей, страдавших не от недостатка наказаний, а от недостатка любви», - говорил американский педиатр Б. Спок.
Наталья СУХОВА, социальный педагог средней школы №10 Горно-Алтайска.