Перед юбилеем Главы Республики Алтай Александра Бердникова журналисты, которых «гони в дверь – они в окно», доставали его всеми возможными и невозможными способами… Понятно, забот у главы – выше головы. Но так хотелось побольше узнать об Александре Васильевиче не столько как о руководителе, сколько как о человеке.
И вот собрались за «круглым столом» главные редакторы республиканских газет «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны», городской газеты «Вестник Горно-Алтайска», журналисты и операторы ГТРК «Горный Алтай» во главе с директором.
Отвечая на первый же вопрос, глава круто повернул разговор в то русло, по которому, наверное, неустанно и текли его мысли, – в деловое.
- Александр Васильевич, по-вашему, 60 лет – это много или мало для человека?
- Обычно отвечают так: насколько себя чувствуешь. И это верно, если у тебя есть желание работать, дерзать, творить, реализовывать. Что касается меня, то я чувствую себя абсолютно здоровым человеком – и физически, и духовно. Я вижу, что вместе с людьми, которые меня окружают, делаю нужное дело и добиваюсь результата. 60 – это далеко не предел.
Могу честно сказать: всё, что мы обещали людям, не осталось пустым звуком. Взять обеспечение теплом Горно-Алтайска, Маймы, где экологическая часть проблемы была не менее важной. По данным наших ученых, на город ежедневно падало до шести тонн сажи. Снега не было белого. А постоянные аварии устаревшего оборудования, прорывы труб… Решение? Газификация. И газ пришел в республику. Кстати, сегодня в этом направлении большие планы – хотим протянуть ветку в населённые пункты до Чемала. В ноябре прошлого года подписали с председателем Газпрома Алексеем Борисовичем Миллером дополнительное соглашение, по которому на 2013-й республике на газификацию будет выделено 500 миллионов рублей и сверх того один миллиард на проектирование строительства газораспределительных станций.
- А пойдёт ли через нашу территорию газовая труба в Китай?
- Как вы понимаете, это не моя компетенция – решать подобные вопросы. Президент России Владимир Владимирович Путин встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, велись переговоры, результаты которых мне пока не известны. Но что касается пользы для нашего региона от реализации этого проекта, то она несомненна. Мы только налоговых отчислений будем получать в год два миллиарда рублей – это при годовом бюджете 10 – 12 миллиардов. Кроме того, Газпром по закону будет обязан вкладывать огромные средства в социальную сферу и экономику республики в качестве компенсации.
В дальнейшем возможна газификация Кош-Агачского района и части Шебалинского – есть возможность отбора газа для наших сёл, если скорректировать проект.
Мы построили аэропорт в Горно-Алтайске. Нам удалось доказать своё право иметь новый крупный аэропорт наряду с Сочи и Владивостоком. Сейчас расширяем географию полётов – будем летать не только в Москву, но и в Томск, Нижневартовск, Санкт-Петербург, другие города. Ведём переговоры с Аэрофлотом, другими авиаперевозчиками. Очевидно ведь, что транспортная доступность повысит нашу инвестиционную привлекательность для бизнеса и туристическую - для людей.
К сожалению, пока не реализован другой крупный проект – не построена железная дорога Бийск – Горно-Алтайск, экономический кризис помешал. Но это дело ближайших лет, оно стоит в Федеральной программе транспортного развития России, утверждённой правительством и Государственной Думой. Ведутся изыскательские работы.
Немало дадут нам «Алтайская Долина» и горнолыжный комплекс «Манжерок». Во-первых, прекратится отток молодых наших земляков из республики. У них здесь будет чистая, хорошо оплачиваемая работа – в общественном питании, в экскурсионном обслуживании. Во-вторых, обеспечим рынок сбыта для сельхозпроизводителей. Но для этого нам нужно уйти от сезонности, нам нужны круглогодичная занятость населения, туризм на лошадях, лыжные комплексы. И в этом уже есть подвижки. За прошлое лето на манжерокском подъёмнике прокатились 200 тысяч туристов. В-третьих, мы расширим свою налоговую базу, увеличим доходность бюджета.
Кстати, об изменениях в отношении к бюджету и финансированию, к стратегии. Только за последние шесть лет мы в восемь раз увеличили финансирование сельского хозяйства.
Развивается предпринимательство. Помощь предпринимателям республики выросла в 700 (!) раз – с одного миллиона в год до семисот миллионов.
Отдельная тема для нас – образование и здравоохранение. 75 новых, капитально отремонтированных, с тёплыми туалетами учебных заведений. Шесть больниц, которые напоминают космические корабли.
16 тысяч деревянных опор линий электропередачи. 16 мостовых переходов.
В отдаленном поселке Яйлю установлена первая в республике гибридная электростанция, включающая дизель-генератор и солнечные модули (по своему типу и мощности – 100 кВт – она первая и в России), что дало людям возможность пользоваться электричеством не два-три часа в сутки, как раньше, а постоянно. На очереди – подобная, но мощностью уже 4,5 МВт, станция в Кош-Агаче, которая полностью закроет потребности района в электроэнергии, а также обеспечит электроснабжение таможенно-логистического терминала в Ташанте и реализацию ряда других инвестиционных проектов. Ее строительство начнется уже в сентябре, ввод в строй планируется в следующем году.
Продолжается работа над проектом строительства в Майме газотурбинной электростанции мощностью 96 МВт, в настоящее время подготовлена проектно-сметная документация, определен инвестор.
- Александр Васильевич, какие события в вашей жизни можно назвать судьбоносными, определяющими?
- Каждый день – это событие. А если по жизни, то самые яркие события - те, что были во время моей службы в органах внутренних дел. Хотя я попал туда, можно сказать, по «партийному призыву». Отслужил в армии, работал на мебельной фабрике. Меня, как молодого коммуниста, пригласил на беседу секретарь горкома партии. Тогда в очередной раз решили укрепить правоохранительные органы рабочим классом. Подумал: ладно, годик послужу… Не заметил, как дослужился до генерала. (Кстати, Александр Васильевич стал первым генералом в республике. - Прим. ред.) Почти все время работал в уголовном розыске, как сейчас говорят, в убойном отделе. Ловил убийц, грабителей, насильников, «медвежатников», что брали кассы. Людей на смерть посылал и сам десятки раз под пули ходил.
- Расскажите два-три интересных дела.
- Да они все были интересными. Ну, вот, пожалуйста. Был я начальником Майминского райотдела. Группа преступников, содержавшихся в Кызыл-Озёкском следственном изоляторе, напала на охрану, завладела оружием и совершила побег. И преступники были все опасные, судимые за убийства. Мы организовали преследование, а мне даже удалось лично задержать двоих вооруженных беглецов.
В Барнауле раскрыл убийство секретаря комсомольской организации крупного завода. Там же вычислил банду, приезжавшую с Северного Кавказа, «чистившую» пять-шесть магазинов с дефицитным товаром и тут же уезжавшую назад на поезде. Ее четыре года не могли поймать.
В Рубцовске было совершено убийство пятерых человек. Три года не могли раскрыть это преступление. Думаю, случаев достаточно.
- А кто ваши учителя по жизни?
- На нашей улице жил дед Никита. Во время войны он командовал заградполком. Дед был незлой, возился с нами, мелюзгой, на рыбалку ходил, истории разные рассказывал, учил уму-разуму.
На мебельной фабрике я попал в бригаду Петра Фатеевича Суртаева. Он был внимательным к молодежи и справедливым.
В милиции на меня большое влияние оказали полковники Александр Алексеевич Мунатов и Николай Алексеевич Мегедеков. Александр Алексеевич был начальником уголовного розыска областного управления внутренних дел. Николай Алексеевич окончил Академию МВД, был заместителем начальника областного управления внутренних дел, воевал в Афганистане. Я их обоих уважаю бесконечно.
Многому я научился у Николая Константиновича Вавилова. Фронтовик, снайпер, в 39 лет он окончил юрфак Томского госуниверситета, работал начальником отдела уголовного розыска, заместителем начальника областного УВД. Я служил под его началом, когда в городе свирепствовала банда Дидиренко. Подставляли женщинам нож к горлу, срывали сережки, часы. Банду раскрыли. Вот тогда Вавилов подошел ко мне и сказал: «Башка у тебя работает, чутье звериное. Но если учиться не будешь, через пять лет закиснешь в этом кабинете».
После этого напутствия я поступил в Барнаульскую школу милиции, а потом и в Алтайский госуниверситет на юрфак.
- Как вы относитесь к критике?
- Это вы уже не про милицию, а про политику. Ведь в милиции, в армии, в ФСБ - критики нет. Тебе никто не скажет: товарищ генерал, вы не правы.
А пошел в политику – «надевай бронежилет». Такова уж судьба любого человека во власти – подвергаться критике со всех сторон. Это правильно, власть надо критиковать, иначе она забронзовеет. И я справедливые замечания принимаю, анализирую, реагирую на них.
Но ведь под видом критики бывает обычное поливание грязью. К сожалению, у нас оно стало именно обычным. Не буду говорить про себя, я просто перестал реагировать на такое.
Критика не должна выходить за рамки человеческой морали.
- Мы знаем, что вы всегда даете второй шанс людям, допустившим ошибку или поступившим не по совести…
- Когда лучшие друзья предают… Этого не дай бог никому! Но я человек не мстительный, отходчивый, я всех простил. Мой принцип: чем больше кто-то вреда мне нанес, тем больше пользы стараюсь ему принести. Я и сам горячий, вспыльчивый, бываю груб, несправедлив – из-за этого переживаю, ночами не сплю. Даром, что полжизни в погонах проходил.
- Александр Васильевич, а вы за всенародные выборы главы республики или за его назначение?
- Мое твердое убеждение – выборы должны быть, независимо от того, кто на них пойдет! Избранный населением республики глава почувствует себя уверенней, независимей, его легитимность будет выше.
- Ваша мечта?
- Если коротко:
На радость всей России
Живи и процветай,
Жемчужина Сибири -
Республика Алтай.
Я здесь родился и вырос, и мне дорог мой Алтай.
Подготовлено
при содействии пресс-службы
Правительства РА.