Дискуссии прошедшей Международной научно-творческой конференции «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии», несомненно, оставят свой след в истории. Мероприятие позволило сформировать единое видение важности и актуальности темы евразийства. В своих выступлениях участники говорили об истории, о культуре народов, многовековом опыте сохранения их устойчивого развития, трансформации евразийской идентичности народов Сибири и многом другом.
С основным докладом выступила директор НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова кандидат исторических наук Н.М. Екеева. - Идеи евразийства, родившиеся в 20-е годы XX века, - заметила Наталья Михайловна, - и в наши дни в условиях, когда тревожные события в мире с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения, к пониманию, толерантности и открытости, как никогда востребованны. Своеобразие географического положения Алтая в значительной степени определяет его особый статус в цивилизационном пространстве Евразии. Здесь зарождались и вступали в интенсивное общение коренные этносы Евразии: тюркский, славянский, монгольский, угро-финский. Алтай - прародина всех тюркских народов, о чем свидетельствуют многочисленные источники и археологические памятники.
Наталья Михайловна сделала экскурс в историю Алтая, на территории которого имеются памятники всех эпох начиная с каменного века. Республика Алтай - один из немногих регионов, в котором культурное наследие сохранилось не только в статусе памятников и остатков старины, но и представлено действующими объектами и является неотъемлемой частью жизнедеятельности проживающих здесь народов.
- Этносоциальные обследования, - заметила ученый, - проведенные исследователями института алтаистики, подтвердили: коренные этносы Горного Алтая отдают предпочтение ценностям своей традиционной культуры, высоко ценят доброжелательность, добрососедство, дружелюбие, взаимопомощь, гостеприимство, взаимоуважение, трудолюбие, любовь к детям и близким. Основными факторами, сближающими людей одной национальности, названы родная земля, родной язык, традиции и обычаи, историческое прошлое и религия. Отличия между представителями коренных этносов отмечаются в языке (диалекте, говоре), традициях и обычаях. Но вместе с тем на вопрос, что общего между коренными народами республики, были названы те же вышеуказанные факторы: общая земля, историческое прошлое, язык, традиции и обычаи.
Однако в настоящее время ситуация в республике существенно и стремительно меняется. Процесс глобализации, затронувший в той или иной мере и Алтай, ведет к унификации практически всех сторон жизни населяющих его народов, в том числе и их культуры. Под его влиянием стала расти открытость региона для внешнего мира, интенсивное взаимодействие с ним приводит к потере традиционных ценностей и образа жизни.
Сегодня предлагаются различные пути дальнейшего этнокультурного развития – и эта тенденция общая для народов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Одни видят выход в традиционализме – это сохранение, возврат к существовавшим традициям, обычаям, образу жизни, хозяйствования, как бы их «консервация», то есть противопоставление отрицательным последствиям глобализации. Другие считают, что следует развивать свою собственную культуру, не оставаясь в изоляции, формировать новый механизм культурной преемственности.
Нужно понимать: необходим новый механизм культурной преемственности. Сегодня речь идет не о возрождении традиционной культуры, что в принципе невозможно, а именно о становлении национальной культуры, соответствующей реалиям XXI столетия.
По мнению Н. Екеевой, приоритет духовных и экологических ценностей над материальными, защита национальных святынь всех народов России, Евразии, всесторонняя поддержка культуры и образования – основополагающие ценности, которые смогут объединить все народы и устремить их к лучшему совместному будущему.
МЕСТОРАЗВИТИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В своем выступлении по теме «Полюсы евразийского континента» кандидат исторических наук А.С. Суразаков обратился к теории Л.Н. Гумилева об этно-культурном месторазвитии.
- Если поднять ее на общематериальный уровень, - заявил Александр Сазонович, - и перевести на цивилизационную волну, то можно заключить, что евразийский материк играет роль месторазвития евразийской цивилизации. И если следовать возникшей в конце прошлого века теории единства разнообразия, в разработку которой наш республиканский интеллект внес весьма значительный вклад, то можно заключить, что Евразия представляет собой единый природно-социальный организм, в котором все органически взаимосвязано и системно-взаимосвязанно функционирует.
ЭЛЛАДА И АЛТАЙ: КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Доктор исторических наук А.И. Егоров из Греции выступил с докладом «Эллада – Алтай: от Геродота до наших дней», в котором, в частности, провел параллели между поэмами Гомера и героическими сказаниями кайчи Николая Улагашева. У Гомера, по его мнению, есть мотивы Алтая, запечатленные в наскальных рисунках Калбакташа и Елангаша. Слепой Гомер и слепой Улагашев соединили эпическое полотно своих народов.
Он напомнил собравшимся, что именно на афинской арене приобрел мировую известность спортсмен Иван Самтаев, став обладателем Кубка мира. А Микис Теодоракис стал одним из почитаемых духовных образов поэзии алтайского поэта Паслея Самыка.
- Ваш национальный театр, - заметил ученый, - в своем оформлении имеет элементы стиля и орнамента Эллады и Азии. И это проявляется явно и зримо. Совершенно не случайно европейский ученый Тадеуш Ковальский еще в XIX веке заявил, что в человеческой цивилизации Алтай и Аравия явятся памятниками и древними очагами письменной поэтической традиции. Он имел в виду древнетюркские рунические письма и арабский алфавит.
ОТ РАСПАДА
ДО СОБИРАНИЯ
Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), профессор, режиссер Андрей Борисов рассказал о проектах культурного пространства Евразии. По словам Андрея Саввича, евразийская культура за тысячелетия претерпела большие изменения и прошла разные стадии: от распада до собирания. А. Борисов, как представитель якутского народа, евразийскую культуру видит красивым сосудом, который в результате всяких катаклизмов разбился. Но ничего нет прочнее, чем осколки такого сосуда, считает он. И данная конференция, по его мнению, также выступает в роли собирательницы осколков, таким образом, в разных регионах, от Якутии до Алтая, создаются такие сосуды, внутри которых заложена генетическая память, которую мы хотим восстановить. Сейчас люди из Сибирского региона, встречаясь, спрашивают друг у друга: «Ты с какого Алтая?»
- Придет время, и мы будем спрашивать друг у друга: «С какой ты Евразии?» - с надеждой отметил Андрей Саввич.
Он рассказал, что во исполнение рекомендаций первой Международной научно-творческой конференции «Единое пространство культуры Евразии» (2 – 3 декабря 2011 года, Якутск) был принят ряд решений на региональном уровне, в том числе о создании гранта президента Саха-Якутии, также были разработаны несколько проектов. Теорию евразийства, как своеобразного явления, очень хорошо сформулировал ее главный идеолог Петр Савицкий: Россия - единое пространство евразийского мира (при этом объединяет собой огромное пространство: Тибет, Кайлас, Байкал, Алтай).
В последнее время руководители Российской Федерации поднимают вопросы о Евразийском экономическом союзе, предпринимаются большие шаги на пути консолидации евразийского пространства. Несомненно, будут объединяться бывшие республики СССР - страны СНГ. Вместе с тем любое начинание основывается на универсальной идеологии, заметил Андрей Саввич. Поэтому нам необходимо сегодня дать экономическому союзу духовную опору. Иначе в век глобализационных процессов могут быть сведены на нет все наши культурные истоки.
В Саха-Якутии в течение 20 лет реализуется модель формирования народной культуры в виде развития игры на комусе-варгане и олонхо - эпического сказания. Тем самым предприняты меры по сохранению олонхо и игры на комусе, основанных на духовной идентичности.
- Поэтому объединительная идея возврата к нашим истокам может стать универсальной идеологией хождения со стороны алтайских седых гор в сторону Европы, из региона в регион, из города в город, - закончил свое выступление известный режиссер.
О ЕВРАЗИЙСТВЕ С ПОЗИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Доктор юридических наук, профессор, ректор Алтайского государственного университета (Барнаул) Сергей Землюков рассказал о процессе интернационализации в системе образования. Сергей Валентинович отметил: сегодня о евразийском пространстве говорится с позиции Большого Алтая (от Алтайских гор до Центральной Азии), где сохранились очень серьезные внутренние содержательные корни. Актуальным остается не только культурное, но и образовательное сотрудничество на Евразийском континенте. В связи с изданием Указа Президента РФ о национализации образовательного процесса российских вузов встала серьезная задача по дальнейшему их развитию. В 2009 году губернатор Алтайского края Александр Карлин представил тогдашнему Президенту РФ Дмитрию Медведеву проект создания на базе Алтайского государственного университета Азиатского федерального университета. После посещения Президентом РФ в 2011 году молодежного форума в Алтайском крае началось продвижение его создания. Азиатский международный университет создается как международно-ориентированный образовательный и российский культурный центр, способствующий продвижению русского языка и культуры. Создание федерального университета позволит увеличить миграционный поток из азиатских стран в регионы СФО. Тем самым, по мнению Сергея Землюкова, Алтайский край и Республика Алтай смогут стать своеобразным мостом между европейско-азиатскими и центрально-азиатскими регионами, плацдармом сотрудничества России с азиатскими странами.
ОТ КАНГАЯ
ДО АЛТАЯ
Эл Башчы алтайского народа, народный писатель Республики Алтай, академик РАЕН, председатель правления Союза писателей Республики Алтай Бронтой Бедюров подробно остановился на истории Алтая в контексте евразийской цивилизации.
Бронтой Янгович начал свое выступление со слов, что на сегодняшний день тема евразийства «забалтывается». Евразийство зародилось в среде русской эмиграции, когда лучшая часть передовых умов из-за революционных событий и Гражданской войны оказалась за рубежом.
- Лев Гумилев называл себя последним евразийцем, но вернее его надо называть единственным евразийцем в годы советской власти, - сказал Эл Башчы. – Тогда его имя нельзя было упоминать. Я застал те времена, будучи аспирантом Института востоковедения. Гумилев был на Алтае единственный раз, в 1949 году, студентом он участвовал в археологических раскопках. До Гумилева, пока не вышли его фундаментальные труды, мы очень плохо знали свою историю, не знали, что означает этноним «тюрк». Надо отметить, что мы, алтайцы, являемся прямыми предками тюркских народов. Между тем 200-миллионный тюркский народ использует это самоназвание.
По мнению Б. Бедюрова, истинных тюрков очень легко отличить. Только у них сохранился родной язык и существует родо-племенной состав. Численность коренных тюрков сейчас составляет один миллион - якуты, алтайцы, тувинцы и хакасы. -
Сегодня в России из терминологической путаницы понимание «Алтай» географически сузилось. Люди, к примеру, говоря о Томске, Красноярске, Новосибирске, даже не понимают, что имеют в виду разные части Алтая. Но в миллиардном Китае маленький кусочек Алтая очень хорошо используют и в то же время его очень оберегают. Актуальным становится сохранение культурно-исторической, духовной составляющих. Иначе память народа обречена на вымирание. Мы в российской части Большого Алтая обладаем огромным духовным богатством, мы - евразийцы, нам ненавистен принцип кровавого Рима «разделяй и властвуй», поэтому хотелось бы вместо узкого понятия «конгресс тюркских народов» перейти к определению, соответствующему нынешнему времени «Ассоциация алтайских народов Евразии», - сказал Б. Бедюров.
Подготовила Алина АНДРЕЕВА.