Главная » Дни в фокусе » Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем
  • 11 апр 2013, 12:32
  • комментарии: 0
  • просмотров: 2913

В жизни каждого человека есть такие периоды, о которых он чаще всего вспоминает с благодарностью и которые считает самыми лучшими в своей биографии. Для меня самым счастливым временем были и остаются годы совместной работы с Александром Ивановичем Завьяловым, которому завтра исполняется 60 лет. Казалось, это было совсем недавно: образование Республики Алтай, первые годы ее становления, первые выборы депутатов республики, формирование первого правительства – как поется в песне «это было недавно, это было давно…»

Теперь это уже история, и меня радует, что с 1992 по 1997 год я работал под непосредственным руководством тогдашнего вице-премьера А.И. Завьялова. Сейчас по-разному называют те времена – и «смутными», и «лихими», и ещё другими словами, но, оглядываясь на пройденный путь, могу сказать, что наше первое правительство во главе с В.И. Петровым со своими обязанностями справлялось, и самым верным его соратником в тяжелейшее время был Александр Иванович.

Когда он пришел в правительство, я работал заместителем председателя облпотребсоюза по торговле, а в 1995 году меня избрали председателем правления республиканского потребительского общества. Мы с ним видели большие возможности в кооперации, это был реальный путь развития нашей экономики, особенно в сельской местности. К сожалению, частнособственнические настроения тогдашней номенклатуры, почувствовавшей вкус безграничной власти, закрыли этот путь, и вместо этого мы получили всякого рода ТОО, ЗАО, ООО и т.д. Прошло совсем немного времени, и однажды, оказавшись в Китае, я понял, насколько ошибочным оказался для нашей страны курс, взятый гайдаровским правительством.

Сегодняшняя экономика Китая наглядно показала нам, как всё могло быть, как можно было продолжить традиции сибирской кооперации. По рассказам стариков я знаю, как развивалась кооперация в Уймонской волости во время нэпа – вместо нее навязали колхозы. В новых условиях правительство Н.И. Рыжкова приняло важнейший для нашей страны Закон о кооперации - а вместо этого снова стали превращать наших крестьян в бесправных наемников.

После разрухи, вызванной переворотом 1917 года, крестьяне-кооператоры во время нэпа в считанные годы накормили страну – а после реформ Гайдара у нас начался повальный дефицит, предприятия встали, импорт задавил всех товаропроизводителей. При нем даже водку производить в России стало невыгодно… Вот в таких условиях приходилось начинать свою работу первому правительству республики: при хроническом безденежье, когда зарплату врачам и учителям выдавали шампанским (бывало и такое), залезали в долги, брали кредиты под сумасшедшие проценты (до 213 процентов годовых) и кое-как сводили концы с концами.

В селах республики начались перебои в обеспечении наших жителей товарами первой необходимости – появилась талонная система. Мы даже представить себе не могли в прежние годы, что будем так работать. Давки и очереди, массовое недовольство… И вот именно на этом участке оказался такой руководитель - А.И. Завьялов. Почему именно он? Ответ здесь простой: будучи депутатом областного Совета, Александр Иванович организовал масштабную проверку по выявлению фактов злоупотреблений в системе торговли, и при его прямом содействии в «Звезде Алтая» вышла знаменитая статья Александры Зыковой «На черной «Волге» с черного хода».

Эта статья всколыхнула всю республику. Люди поддержали инициативу онгудайского депутата, называли новые и новые факты злоупотреблений тогдашних чиновников. Почему им можно отовариваться с черного хода, а всем остальным нет? Александр Иванович получил в то время такую поддержку и признание, о которых никто из номенклатурщиков тогда не мог даже мечтать. Вот почему вице-премьером в правительстве нашей республики оказался этот человек.

В то время труднее всего было жителям отдаленных сел, таких как Джазатор, Балыкча, Коо, Язула, Талон и Майск… Поэтому под руководством Александра Ивановича стали разрабатываться конкретные программы, направленные на выход из создавшегося положения. При его самом активном участии организовывались поездки в Москву в Правительство РФ, где решались вопросы, связанные с пролонгацией взятых ранее ссуд, а в некоторых случаях – с их списанием. Гиперинфляция обесценивала не только деньги – реальный труд тоже стал девальвироваться. Система ценностей менялась на глазах, и людям надо было хоть что-то говорить. Я всякий раз поражался, насколько точные и правильные слова подбирал Александр Иванович в общении с пайщиками, потребителями, своими избирателями.

По-другому и не могло быть. Как вспоминает тогдашний директор ГПТУ-28 Ю.А. Шевченко, в конце 70-х – начале 80-х годов к нам в Горно-Алтайск Завьялов в 25-летнем возрасте приехал по распределению и был принят на должность мастера производственного обучения. По возрасту он мало отличался от ребят, которые проходили обучение в ГПТУ, но он умел быть требовательным и справедливым. Четыре года работы мастером – и он уже зам. директора по воспитательной работе. А что это значит? Только одно: уже в молодости наш юбиляр умел работать с людьми, понимать их, и отношение к нему было уважительным. Так считает Ю.А. Шевченко, возглавлявший до недавнего времени Горно-Алтайский городской Совет.

За время совместной работы с Александром Ивановичем я ни разу не слышал от него: «Это не мой вопрос». Наоборот, он с первых лет после образования республики участвовал наравне со всеми в решении любых задач, связанных с укреплением ее статуса и повышением качества жизни населения. Ему приходилось убеждать в Москве федеральных чиновников в необходимости того, что нашему региону нужна 40-процентная надбавка к заработной плате. Вместе со всеми он продвигал в российской столице основные положения Семипалатинской программы. А взять эколого-экономическую зону (впоследствии - ЭЭР «Алтай») или так называемый «северный завоз»: во всех случаях мы увидим самое деятельное участие Завьялова.

Нашему правительству приходилось учиться на ходу, самостоятельно обретать опыт организации приемов официальных гостей из федерального центра. Не будет никакого преувеличения, если скажу, что вся организация визита вице-премьера российского правительства Ю.Ф. Ярова к нам в республику в 1994 году – это безусловная заслуга Завьялова. Работа делегации в районах была организована на самом высоком уровне – это отметили все московские чиновники, и, что немаловажно, нам удалось тогда решить главные вопросы.

Александр Иванович как никто другой знал к тому времени проблемы районов, причем изнутри: после непродолжительной работы инструктором горкома партии он уехал в Онгудай, и там ему был доверен пост зам. председателя рай-исполкома, а чуть позже его назначили вторым секретарем райкома. Каждый, кто работал в те годы в системе управления, согласится со мной в том, что оба поста были связаны у Александра Ивановича с конкретной «черновой» работой, причем повседневной.

Я вспоминаю время, когда в Онгудайском районе начались перебои с хлебом, и в тот момент он принял единственно возможное решение – стал лично контролировать работу всех хлебопекарен, строго следить за графиками выпечки и поставками хлеба в магазины. Кто как не он лучше других смог убедить тогдашних гостей из Правительства РФ, что кроме двух наших районов, приравненных к районам Крайнего Севера, больше половины наших сел должны быть отнесены к селам досрочного завоза. И, кстати говоря, впоследствии в этом списке оказались все районы республики.

Сначала к нам поступали небольшие суммы субвенций – в пределах 3 - 6 млрд. рублей (неденоминированных), но для нас это были большие деньги, особенно если учесть, что они выделялись на безвозвратной основе. Именно тогда был разработан ассортимент товаров первой необходимости для завоза в села республики, а также организован завоз топлива для котельных и хлебозаводов, и все эти суммы расходов списывались за счет федерального бюджета. В дальнейшем помощь стала возрастать, и в 2004 году это был уже 271 миллион.

К сожалению, после ухода Александра Ивановича из правительства эта работа была пущена на самотек, бесконтрольность в расходовании государственных средств приводила к их нецелевому использованию, и в конце концов эту «лавочку», как говорится, прикрыли. Люди, которые курировали наш комитет по «северам», конечно, многое потеряли. Но больше всех потеряли сельские жители.

Личность руководителя во все времена значит много, можно даже сказать, по ней одной люди оценивают чаще всего всю нашу власть. Каков у тебя подчиненный – таков и ты как руководитель. Люди прекрасно всё видят и судят обо всем по большей части справедливо. Александр Иванович тем и интересен: никто в республике не сможет упрекнуть его в том, что хотя бы раз он употребил власть в своих личных интересах. Нет таких фактов, и я могу сегодня говорить об этом уверенно.

Власть – это всегда большая ответственность. Хочу привести только один пример из биографии нашего юбиляра. Буквально сразу, как только он стал работать в республиканском правительстве, перед ним встал вопрос: как обеспечить город и все районы углем? Зима ожидалась суровой, а денег на счетах – кот наплакал. После планерки в кабинете главы правительства В.И. Петрова решили ехать «по старым каналам» в соседний Кузбасс.

Делегации под руководством Завьялова поставили конкретную задачу: без угля не возвращаться. Я мог бы долго пересказывать все их разговоры в областной администрации, кабинетах директоров шахт, руководителей транспортных предприятий… Решающей оказалась встреча с первым заместителем главы Кемеровской областной администрации Николаем Кузьмичом Крушинским. Под честное слово, без оплаты, уголь пошел в Бийск, в общей сложности нам дали тогда в долг 20 тысяч тонн «черного золота».

Многие до сих пор в это не верят, да и тогда все казалось фантастикой для того же А.И. Сурикова в Алтайском крае. Но это факт: наши соседи в Кузбассе увидели, что такому человеку, как Завьялов, можно доверять. Позже, пусть не сразу, частями, мы рассчитались за поставленный уголь. При этом никаких бумаг у договаривающихся сторон и в помине не было. Нам, вернее, Александру Ивановичу, поверили на слово.

Это были тяжелые годы, и мы вовсе не «от хорошей жизни» собирались разрабатывать месторождение бурого угля в Чаган-Узуне, одно время хотели взяться даже за Пыжинское месторождение по соседству с Телецким озером. К счастью, нас выручило создание эколого-экономического региона «Алтай», за счет его участников у нас только в Дорожном фонде накапливалось до миллиарда рублей (уже деноминированных). Офшор помогал решать многие социальные вопросы, только жаль, что поступление внебюджетных доходов никак не помогло развитию производства. Республика «проела» свой офшор, и об этом Александр Иванович, находясь на посту вице-премьера, постоянно говорил депутатам.

Под его непосредственным руководством мы старались сохранить в республике систему кооперации. Заслуга Завьялова в том, что у нас до сих пор есть свой респотребсоюз, административное здание и техникум, общежитие и сеть магазинов в городе, а самое главное – райпо в Усть-Коксе, Чемале, Чое, Паспауле, Шебалино, Онгудае и Майме. Там частично сохранилась материальная база потребкооперации, есть даже производственные объекты.

Мы часто говорим с Александром Ивановичем о том, как могла бы развиваться система кооперации в новых условиях. Кто сказал, что всё в прошлом? Опыт Томской области, опыт таких кооперативов, как «Амурский» и «Кайтанак», всего Шебалинского района в развитии сети закупочных кооперативов – свидетельство того, что Закон о кооперации может работать и в нынешнее рыночное время. Об этом говорит весь мировой опыт.

Считаю, нам срочно нужно пересмотреть преимущества данной системы. Пайщики снова должны получить свои доли в собственности всех райпо, а там, где они имеют их формально, надо закрепить это законодательно – это станет шагом к справедливости. Наверное, лучшим подарком нашему юбиляру как раз и будет такая реорганизация.

Я верю, что у нас хватит сил на такую работу. Мы сможем вернуться на правильный путь, с которого по ошибке свернули. Вернуться никогда не поздно, тем более что нас всегда поддержит в этом направлении «государев человек», наш уважаемый юбиляр.

С. БОЧКАРЕВ,
ветеран потребкооперации
республики со стажем
более 25 лет.

 

Коментарии (0)