В осеннюю сессию Госдума должна рассмотреть законопроект, регламентирующий принципиальные поправки в Бюджетный кодекс РФ. Если закон будет принят, то уже со следующего года программа долгосрочного бюджетирования частично заработает, а с 2015-го в нашей стране программный бюджет будет внедрен полностью.
Проект рамочного закона «О стратегическом планировании» был разработан Минэкономразвития еще в кризисные 2008 - 2009 годы. По словам директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, основная задача долгосрочного планирования - увязать его с проводимой бюджетной политикой и задачами социально-экономического развития. По замыслу создателей закон должен ввести порядок разработки стратегических документов и связать разрозненные стратегии, которых насчитывается несколько десятков, в единый механизм.
Причины формирования системы стратегического планирования связаны с размытостью социально-экономической политики.
В законопроекте перечислены цели и принципы стратегического планирования, разработан реестр стратегических документов. Как объяснил начальник отдела методологии стратегического планирования Минэкономразвития Виталий Дементьев, причины формирования системы стратегического планирования прежде всего связаны с размытостью целей и приоритетов социально-экономической политики, а также с отсутствием механизма концентрации разнокачественных ресурсов на долгосрочных экономических задачах. Согласно общей схеме документов стратегического планирования, представленной В. Дементьевым, существует несколько временных горизонтов. Так, на максимально возможный отрезок времени - шесть лет - следует ориентироваться при стратегическом территориальном планировании, а на три года будет формироваться гособоронзаказ.
Таким образом, планируется достаточно масштабная разбивка, в которую не заложена долгосрочная программа развития небольшой территории. Да и, по мнению чиновника из Минэкономразвития Калужской области, далеко не каждому муниципалитету нужна стратегия. Ведь в небольших городах нет серьезной финансовой подпитки, а имеющиеся ресурсы подчас приходится бросать на решение оперативных задач, к примеру, срочно латать трубы.
В Минэкономразвития РФ по этому поводу считают, что регионы сами должны выстраивать систему взаимоотношений с муниципалитетами. Это снимет множество рисков, связанных с многоступенчатым согласованием каждого документа в федеральном министерстве.
«Российская газета».