Главная » Воспитание и образование » Проблемы сами не решаются

Проблемы сами не решаются

Проблемы сами не решаются
  • 08 апр 2013, 14:06
  • комментарии: 0
  • просмотров: 8930

На состоявшемся на днях заседании коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики республики министр Н.В. Гусельникова обозначила основные приоритеты развития системы образования в регионе, а также вынесла на обсуждение существующие недостатки. В этой сфере не бывает быстрых результатов, необходимо поэтапно идти по намеченному плану, обозначать проблемы и видимые пути их решения. 

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО – ПОРОК ОБЩЕСТВА

Одной из первых обсуждалась ситуация с детьми-сиротами. Выступая с докладом, замминистра Г.Н Салбашева отметила: в республике 1740 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 520 находятся в приемных семьях, 326 – в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты. Число приемных семей составляет 325, опекунских – 712. Галина Николаевна заострила внимание на проблеме, которая не решается на протяжении уже многих лет. Речь идет об увеличении с каждым годом количества социальных сирот. Сегодня их 70%. Это, а также ненадлежащий надзор за получением и качеством жилья для сирот, незаконное получение статуса сироты находится на личном контроле главы республики Александра Бердникова.

Одним из факторов подложного лишения родительских прав является денежное вознаграждение опекунов детей, оставшихся без попечения родителей. При определении ребенка в приемную семью на его содержание выделяется 6082 рубля, вознаграждение приемным родителям – 3520 рублей (в Кош-Агачском и Улаганском районах выше с учетом районного коэффициента), за воспитание ребенка с ограниченными возможностями положено выше на 20% - 4704 рубля. При определении сироты в семью выплачивается единовременное пособие 118322 рубля. Такую финансовую поддержку в прошлом году получили 133 опекуна и приемных родителя.

В семи муниципальных образованиях прошла плановая проверка прокуратуры. Ее результаты удручают: выявлены факты необоснованного установления правового статуса ребенка в Горно-Алтайске, Кош-Агачском, Улаганском и Онгудайском районах. Речь идет о случаях совместного проживания детей с родителями, которые лишены родительских прав. Как правило, в таких семьях основным доходом являются средства, получаемые на содержание детей. Бывает, что органы опеки и попечительства самостоятельно устанавливают факт оставления ребенка без попечения родителей, минуя судебные органы. Немало зафиксировано случаев нарушения при предоставлении жилья с ненадлежащими условиями жизни, фальсификации актов обследований (Майминский, Усть-Коксинский и Кош-Агачский районы). Отмечены факты систематического пьянства опекунов, траты родителями средств на собственные нужды и прочих противоправных действий.

Деятельность работников органов опеки по обработке личных дел опекаемых оставляет желать лучшего. Несмотря на то что государственная политика направлена на сохранение биологической семьи, на раннюю профилактику неблагополучия в семьях, у нас с этим, к сожалению, пока большие проблемы. На заседании принято решение до
1 июня создать совместно с муниципальными органами опеки и попечительства банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в семьях. Администрациям муниципалитетов рекомендовано определить дополнительные меры по исключению фактов необоснованной постановки на учет и снятия с учета нуждающихся в обеспечении жильем.

СИСТЕМА
НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ

Об итогах реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования республики за прошедший год рассказала Н.В. Гусельникова. Министр отметила: каждый учитель и ученик наверняка ощутили положительный результат. Одним из основных направлений программы является повышение заработной платы учителей. В 2012 году средняя зарплата составила 16274 рубля. Ошибочно мнение, что данную сумму учитель получает за 1,5 ставки. Проведен серьезный анализ, результаты которого показали: средняя нагрузка педагога составляет 1,1 ставки.

В течение двух лет на модернизацию образования было направлено 320 млн. рублей из федерального бюджета. За последние годы построено и отремонтировано 78 школ, ведется строительство еще трех. Работа в данном направлении будет продолжена, поскольку еще 22 школы требуют капитального ремонта. В прошлом году приобретено более 90 тысяч учебников, которыми обеспечены первые и вторые классы. В целях совершенствования проведения Единого государственного экзамена в компьютеризированной форме приобретаются компьютеры. Создан и успешно работает центр дистанционного образования детей-инвалидов, им предоставляется бесплатный доступ в Интернет, специальное компьютерное оборудование.

Большое внимание уделяется горячему питанию школьников – сегодня им обеспечены почти 100% учеников. Но здесь, по словам министра, тоже есть над чем поработать. Выделенная из республиканского бюджета сумма распределяется в районах по-разному, где-то направляется на питание детей только из малообеспеченных семей, где-то распределяется на всех школьников (частично – на льготное питание). Из муниципальных бюджетов на эти цели выделяется мизерная сумма, к примеру, в Шебалинском районе чуть более одного рубля, в Горно-Алтайске - порядка 20 рублей в день. Особо отличился Турочакский район, где в год на питание детей выделяется всего 15 тысяч рублей.

1 сентября 2013 года проект модернизации заканчивается, однако движение в этом направлении будет продолжено за счет активов, наработанных за три года реализации программы. В текущем году на образование планируется выделить порядка 168 млн. рублей. Расходы распланированы эффективно, учитывая потребности образовательных учреждений региона.

ГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЕЙ
НУЖНО СО ШКОЛЫ

Предметом серьезного обсуждения стал вопрос о подготовке педагогических кадров в Горно-Алтайском государственном университете. Проблема нехватки учителей в школах не становится менее острой. Несмотря на то что педагогические вузы ежегодно выпускают сотни молодых специалистов, желание работать в профессии возникает не у всех.

Сегодня одна из главных задач – привлечь в школы максимальное количество выпускников. Для этого, как отметил ректор ГАГУ В.Г. Бабин, в прошлом году на физико-математическом факультете была сформирована группа на 16 мест для подготовки учителей-предметников. Муниципалитетам предложили заключить договоры со студентами и четко прописывать обязанности каждой стороны, в том числе выплату ежемесячной стипендии, обеспечение молодого специалиста жильем, работой. Однако до настоящего времени такие договоры не заключены. Ни один начальник районного отдела образования, ни один директор школы не проявили инициативу. Есть риск, что выпускники трудоустроятся вне системы образования.

В.Г. Бабин посетовал: часто приходится слышать, что выпускники ГАГУ не приспособлены к работе в школах. Однако с приобретением статуса университета подготовке будущих педагогов меньше внимания уделяться не стало. К примеру, на методику преподавания математики, русского языка и литературы отводится 360 часов, а также предусмотрено 12 недель педагогической практики. Другой вопрос - педагогическая деятельность непопулярна среди студентов. Так, сегодня в школы республики требуется: 29 учителей иностранного языка, 11 – физики, 12 – математики, 10 – русского языка и литературы, 16 – начальных классов. Нехватка предметников больше всего ощущается в сельских школах, поэтому ректор ГАГУ предложил рассмотреть вопрос обучения смежным специальностям, к примеру, «алтайский язык и литература» - «иностранный язык».

Что касается целевого набора, как заметил Валерий Геннадьевич, муниципалитеты эффективно этим не пользуются. Необходимо проработать этот вопрос и механизм закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях через заключение договоров, где должны быть прописаны меры социальной поддержки.

Алина АНДРЕЕВА.

Коментарии (0)