Главная » Письма читателей » Самый длинный день в году…

Самый длинный день в году…

Самый длинный день в году…
  • 21 мар 2013, 12:29
  • комментарии: 0
  • просмотров: 2395

В нашу редакцию пришло письмо от Лидии Алексеевны Морозовой (в девичестве Балеевой) из г. Минска Республики Беларусь. Человеческая память сохраняет значимые события, у нее в воспоминаниях навсегда осталось 22 июня 1941 года. Несмотря на прошедшие десятилетия, Лидия Алексеевна не забыла, какая в тот день была погода.

Мы проживали в Ойрот-Туре с 1939 года по адресу: улица Кирпичная, 10. Училась я в школах №1 и №12. Хорошо помню своих одноклассников Г. Бордадинову, З. Зыкову, В. Шипилова, И. Осипова, В. Глухова, Н. Прохорова, С. Есина, Н. Сазонова. Преподавателями у нас были В.И. Ткачев, Е.Н. и Н.И. Худяковы и другие. Жили и учились, как и все советские дети. Ходили в драмкружок, выпускали стенгазету и, несмотря на всеобщую бедность, были дружны и веселы.

Летом 1941 года я находилась в пионерском лагере, расположенном прямо в городе, на острове Пионерском. Вожатой у нас была Проня Картель. Вместе с городскими детьми отдыхали детдомовские ребятишки.

День у нас планировался по режиму, кормили очень неплохо, несмотря на то что ассортимент в магазинах тогда был довольно скуден. По утрам нас будил горнист, потом мы играли, качались на качелях, часто проводили что-то вроде «Зарницы», когда команды делились на «красных» и «синих». Кроме этого обязательно сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне). Также нас водили в ближайший колхоз, где мы вязали снопы.

Очень хорошо помню, что 22 июня около 12 часов дня нас, ребятишек, собрали у репродуктора послушать важное правительственное сообщение. Первой реакцией на выступление Молотова были удивление и недоумение. Как фашисты посмели напасть на нашу такую прекрасную и могучую Родину?

После обеда нас построили и повели в военкомат, где военный комиссар распределил ребят по группам и дал задание – разносить повестки. Пошел дождь, такой теплый летний дождь, а мы стайками пешком носились по городу и раздавали повестки. Уличного освещения тогда не было, и вечером мы ходили уже в темноте. Многие мужчины, получив повестку, выглядели растерянными, обескураженными. Сколько из них не вернулось с фронта? Но, получив повестки, они благодарили нас, пионеров, и угощали чем могли.

В лагерь вернулись уже довольно поздно. Ливень превратил улицы города в один грязевой поток, и поэтому наши летние сандалии пришли в негодность. Отвалились подошвы, на ногах остались одни ремешки. Но шли мы гордые и радостные, что сумели выполнить задание военного комиссара.

Потом были трудные, голодные и холодные военные годы. В 1945 году наша семья переехала в Белоруссию восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Так я и прижилась здесь.

А любимая мной Ойрот-Тура осталась в памяти как символ счастливого детства, омраченного страшной войной. Сейчас, когда мне уже много лет, рассказываю своим маленьким правнукам о городе, окруженном зелеными горами, о кедровых лесах и цветущих лугах.

P.S. Рядом со мной жили Лида Манеева, Римма Плотникова, Оля Леонтьева и Зоя Максимова. Если вы помните обо мне, отзовитесь, пожалуйста, мой адрес есть в редакции «Звезды Алтая»

Лидия МОРОЗОВА (БАЛЕЕВА).

Коментарии (0)