«Имею право!» Как часто в пылу ссоры мы произносим эти слова, отстаивая свое мнение. Много ли мы знаем о своих правах, всегда ли в полной мере используем их? Увы, нет. Потому-то и не становится меньше работы у Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай и его коллег. А между тем и правовому просвещению, и защите прав постоянно уделяется внимание во всем мире, в нашей стране в том числе. У правозащитников даже есть свой праздник: 10 декабря - Всемирный день прав человека. Он появился 61 год назад по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Дата была выбрана не случайно: именно 10 декабря в 1948 году Генассамблеей была провозглашена Всеобщая декларация прав человека – первый международный документ, в котором перечислялись права человека.
Большинство государств мира и международных организаций приняли этот праздник и стали проводить соответствующие мероприятия. В некоторых странах эта дата является даже официальным праздником и нерабочим днем.
Сейчас борьба за права и свободы вышла на иной уровень, что определяется нынешними жизненными реалиями. Кажется, нарушения прав человека становятся тем изощреннее, чем выше уровень прогресса. Хотелось бы верить, что наступит тот день, когда права всех без исключения людей – независимо от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности – будут неукоснительно соблюдаться.
Права человека - область знаний, тесно примыкающая к философии и прежде всего к этике, юридическим и политическим наукам. В своем современном виде она возникла после Второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, в средневековье и, конечно же, в эпоху Просвещения.
Как утверждал Марек Новицкий: «Свобода – это оболочка безопасности человека от вмешательства государства».
Религия говорит, что власть дается Всевышним одним людям над другими для того, чтобы они не сеяли нечисть на Земле.
Если совместить эти два утверждения, то выходит, что отстаивание ценности прав и свобод человека – это спор Бога с дьяволом за исключительность и ценность каждой отдельной личности, это ожесточенная борьба за меру владения этой личностью земной властью в лице государства. Это две стороны одной медали, в которой власть всегда настроена на ограничение дара божьего (неотъемлемых и врожденных прав и свобод человека), а человек в своей божественной сущности постоянно защищается от сатанинской сущности власти (ограничение прав и свобод вплоть до сведения их к нулю).
То и другое в разных периодах и пропорциях присутствует и у человека власти, и у человека, которым правят.
Все, что связано с правами и свободами, происходит на линии взаимоотношений человека с властью. Есть три совершенно разных подхода к природе этих отношений.
Согласно первому, власть первична, и именно власть по своей милости одаряет людей теми или иными правами и свободами. Это означает, что у людей ровно столько прав, сколько соблаговолила дать им власть.
Второй подход базируется на модели общественного договора. Общественный договор заключают, власть с одной стороны, и народ как совокупность отдельных людей - с другой. Те, кем правят, соглашаются давать правителям деньги, например платить налоги, а правитель в свою очередь обязуется что-то для них делать: реализовывать их права и воздерживаться от вмешательства в некоторые области их жизни, т.е. признавать их права. Такой договор, более или менее выгодный для одной из сторон, часто называют Конституцией.
Третий подход свойственен мышлению и народам, не имевшим в своем социально-общественном развитии этапа управления прослойкой людей, имеющих право на власть, на разных уровнях, по праву рождения. Эти люди, обладающие естественными, вытекающими из самой сущности человечности правами и свободами, решают создать государство и назначить власть для того, чтобы им стало лучше и удобнее жить. И ради того, чтобы государство могло действовать, они в добровольном порядке соглашаются ограничить некоторые из своих прав, передавая их государству. Например, они соглашаются ограничить свои имущественные права и платят налоги или ограничивают свою свободу и – по мере надобности – служат в армии.
Таким образом, при первом подходе у людей столько прав, сколько им дает власть. При третьем - у власти столько прав, сколько ей согласились передать люди, а при втором - и у людей, и у власти столько прав, сколько они смогли друг у друга «выторговать» в процессе переговоров.
В идеальных же условиях возможен и другой подход – симбиоз второго и третьего. Люди, обладающие естественными правами и свободами, решили создать государство и назначить власть для того, чтобы им стало лучше и удобнее жить. Создав это государство, они сразу определили рамки его поведения в отношениях с народом в виде общественного договора и оформили контракт с властью. Такая модель возможна для России только при развитом, полноценном, ответственном гражданском обществе. И наша задача – сделать это, как бы трудно и недостижимо ни казалось. Только когда интересы власти, государства совпадут полностью с интересами человека и общества, наступит эра гармонии, мира, благоденствия и справедливости. Это долгий и трудный путь, покрытый терниями и ошибками, но единственно верный. Мы сами творим наше будущее!