Главная » Воспитание и образование » Окончательная версия: обходим острые углы

Окончательная версия: обходим острые углы

  • 03 авг 2012, 00:00
  • комментарии: 0
  • просмотров: 876

Третья и окончательная версия законопроекта «Об образовании» будет внесена в Госдуму в сентябре. После двухлетнего переписывания авторы документа постарались обойти все острые вопросы. В то же время в законопроекте есть предвыборные обещания — одна из статей закрепляет известное поручение В. Путина о привязке средней зарплаты учителей к средней по экономике региона.

Третья версия законопроекта «Об образовании» заметно короче предыдущих. Текст был сокращен более чем в два раза по сравнению с предыдущей версией, появившейся 1 декабря 2010 года и собравшей в ходе общественного обсуждения 11 тысяч предложений. Устраняя спорные моменты, чиновники, видимо, реагировали на данное в апреле Президентом Дмитрием Медведевым поручение министру образования и науки Андрею Фурсенко закончить «не переписывание, а усовершенствование» законопроекта.

Из документа исчезли пункты о высшем образовании, вызвавшие яростные споры: например, о том, могут ли институты готовить магистров или это должно быть прерогативой только университетов, и должны ли академии считаться исключительно учреждениями дополнительного профессионального образования. Зато в статье 48 законодательно закрепляется требование о том, что средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по региону.
Фаза общественного обсуждения третьей версии ключевого для сферы образования — от детских садов до вузов — законопроекта будет недолгой. В школах его обсудят на августовских педсоветах, в августе же последние рекомендации представит Российский союз ректоров. Законопроект внесут в Госдуму уже в сентябре. Серьезных дискуссий не ожидается — «ключевые параметры» законопроекта, которые требовал сохранить Президент Д. Медведев, всем уже давно знакомы.

Детские сады

Как заявила директор Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, детские сады станут начальным уровнем системы образования. Когда закон вступит в силу, для детсадов будут разработаны свои образовательные стандарты — тем самым будет централизована программа подготовки дошколят. «Сейчас детские сады используют больше 120 программ обучения и развития, они не проходят экспертизу, нельзя однозначно сказать, каким навыкам учат детей и каким умениям», — сетует Е. Низиенко. Закон и стандарты, по словам чиновника, будут регламентировать и переход ребенка из детского сада в школу.

Школы

Важное новшество проекта — статья 102, регламентирующая платные услуги в школах. Предполагается, что средние школы будут финансироваться не только бюджетами, но и «за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг». Школы получат право «оказывать платные образовательные и иные предусмотренные уставом услуги» и привлекать средства «за счет добровольных пожертвований и целевых взносов».
Статья 104 позволяет педагогам заниматься репетиторством, но не с учениками своей школы. Инициаторы такого ограничения подчеркнули, что дополнительные занятия за деньги со «своими» детьми означают подмену образовательных нормативов, гарантированных и оплаченных государством. «Школа не может оказывать платные услуги в рамках образовательной программы своим ученикам, — пояснила Елена Низиенко. — Но школа будет реализовывать достаточно широкую учебную программу, которая включает в себя и дополнительные уроки, и курсы, и внеурочную работу».

ПТУ

Без изменений авторы законопроекта оставили пункт об отмене начального профессионального образования (ПТУ, профлицеи). По замыслу Минобрнауки, они должны стать первым уровнем среднего профобразования — техникумов и колледжей. Критики законопроекта говорят о грядущей ликвидации училищ, которые выполнили определенную социальную функцию.

Зато из закона ушло предложение вывести колледжи на первую ступень высшего образования и готовить в них бакалавров по экспериментальной программе «прикладной бакалавриат». Сейчас такой эксперимент ведется в 14 регионах страны, его итоги пока не подведены. Поэтому авторы законопроекта решили не вносить эту новеллу.

Вузы

Высшее образование, согласно законопроекту, в России будет делиться на три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, а также аспирантура. В регулировании вузовской системы законопроект получился наиболее компромиссным, заявила директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Чиновники не стали менять типологию вузов и запрещать подготовку магистров вне университетов. Сохранили и статьи об аспирантуре, хотя на стадии обсуждения предполагалось вывести эту ступень в Закон «О науке». Однако противники такого подхода заявили, что тем самым государство снимет с себя гарантии предоставления бюджетных мест аспирантам.

«По высшему образованию была особенно бурная дискуссия. И третья версия законопроекта, конечно же, не дитя любви, а дитя войны и компромисса. Очень многие пункты документ обошел. Авторы колебались между социальными гарантиями и принципами эффективности и конкурентоспособности для всех учебных учреждений. По-моему, законопроект - больше о социальных гарантиях», — утверждает Ирина Абанкина.

Подготовила Е. Шилова. 

Коментарии (0)