Главная » Дни в фокусе » Миру необходим межкультурный диалог

Миру необходим межкультурный диалог

Миру необходим межкультурный диалог
  • 25 мар 2013, 06:49
  • комментарии: 0
  • просмотров: 809

Сегодня в Государственном Собрании - Эл Курултай начала свою работу научно-творческая конференция «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии». Почему именно на Алтае проводится конференция по евразийству? Об этом наш разговор с директором Института алтаистики имени С.С. Суразакова, депутатом республики Натальей ЕКЕЕВОЙ:

-Если вспомнить предысторию, то в 2004 году именно в Горно-Алтайске, в бытность Ивана Белекова министром культуры, прошел Международный форум «Этнокультурное единство народов Евразии», посвященный Л.Н. Гумилеву. Продолжением основной темы и его идеи стало проведение Международной научно-творческой конференции «Единое пространство культуры Евразии» в 2011 году в Якутске. Теперь тема евразийства как бы вернулась на круги своя в Горный Алтай. Только она будет рассматриваться через призму конкретно нашего региона: «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии».

Предпосылок проведения этого мероприятия у нас достаточно. На сегодняшний день утвердилось устойчивое мнение, что Алтай веками был центром взаимодействия индоевропейских, тюркских, угро-самодийских, тунгусо-маньчжурских народов. Он является средоточием органического синтеза всех основных евразийских культурных миров. Причем этот синтез развернут в большой исторической перспективе. Так что Алтай - это центр не только биоразнообразия, на что обращается особое внимание в наши дни, но и культурного разнообразия Евразии.

Именно труднодоступное положение алтайских гор в значительной степени способствовало тому, что культурные слои здесь «не вымывались» волнами переселявшихся народов, как это происходило на равнине. Отсюда - устойчивость этнокультурных традиций, сохраняющих миропредставление многовековой давности.

- Наталья Михайловна, идеи евразийства стали актуальными, этому явлению придает большое значение и президент Владимир Путин, но оно зародилось не сегодня и не вчера. Не так ли?

- Действительно, евразийство как явление сформировалось в интеллектуальной среде эмиграции в 20-е годы ХХ века и связано с именами Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина и других. Но и их идеи возникли не на пустом месте. Появлению этого направления способствовали мысли М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева. Для развития евразийских идей много сделали Н.К. Рерих и его сын, известный востоковед Ю.Н. Рерих. Конечно, в этом ряду следует особо подчеркнуть имя Л.Н. Гумилева.

По теории Льва Николаевича, место развития определяет формирующуюся в его пределах цивилизацию. Одним из таких мест является Евразия - самодостаточный «континент-океан». Сама природа предопределила возникновение на этой территории единой цивилизации. Объединяющей силой выступили сначала тюрки, затем монголы и русские. В течение столетий поликультурная целостность России, основанная на многообразии евразийского пространства, сформировала позитивные традиции бесконфликтного сосуществования европейских и азиатских культур, в том числе и на территории Горного Алтая. Евразийство по своей сути - часть Запада и Востока. И Россия здесь выступает как собиратель земель, как многокультурное государство.

Что касается современной России, то она прежде всего преемница государственности, складывавшейся в занимаемых ею пространствах вот уже более двух тысяч лет. Ныне Россия – это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества тюрко-славянских народов, соединяющих Европу и Азию. В целом это как бы Евразия в Евразии, отчего в интеллектуальных кругах страну нашу так и величают: Россия – Евразия.

Тревожные международные события последних лет с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения для формирования в социальной среде толерантности. Современному миру, как мы убеждаемся, необходим межкультурный диалог. В данной ситуации идеи о глубинных евразийских корнях звучат очень актуально. Сложившаяся сейчас ситуация подобна той, когда евразийцы в начале ХХ века искали ответ на многие волновавшие вопросы.

Поэтому сегодня как пример полиэтнического и поликонфессионального региона можно привести Алтай, говоря о духовно-экологической цивилизации, где духовное начало превалирует над всеми. Надеюсь, что разговор на конференции получится деловым и послужит созиданию в межнациональных отношениях.

Записала Н. ВАСИЛЬЕВА.

Коментарии (0)