Главная » Дни в фокусе » Человек из команды Чаптынова

Человек из команды Чаптынова

Человек из команды Чаптынова
  • 04 апр 2013, 06:31
  • комментарии: 2
  • просмотров: 2709

В жизни бывает много интересных совпадений. К примеру, мы с главой нашей республики Александром Васильевичем Бердниковым сверстники. По древнему алтайскому календарю появились на свет под одной луной, в один месяц. Судьба каждого из нас складывалась, конечно, по-разному, однако происходили события, которые теперь приводят к мысли о том, что случайных совпадений не бывает - они предопределены свыше.

Я хорошо помню годы своей работы в «Алтайдын Чолмоны» и тот день, когда попал на какое-то совещание, где впервые услышал выступление Александра Васильевича с трибуны. В восприятии военных, судей, прокуроров, работников милиции, наверное, есть свои стереотипы. Порой за чином и служебным положением они мешают нам видеть реального человека. Не буду скрывать, таким стереотипам в молодости был подвержен и я. Мне подумалось: что может быть интересного на заседании с участием майминских силовиков? Поэтому с откровенно скучающим видом я сидел в зале, поглядывая на часы. И в это время слово дали начальнику Майминского РОВД А.В. Бердникову.

Я не помню подробности его выступления. Он в считанные минуты расшевелил собравшихся, они словно ожили. Через мгновение весь зал дружно смеялся: Александр Васильевич приводил такие примеры, от которых, как говорится, хоть стой хоть падай. Он находил такие факты из жизни, которые нас заставляли смеяться над самими собой. Для меня это было непривычным: высокий милицейский чин, если подходить формально, как бы «развлекал» людей, собравшихся на партхозактив. Но, как я понял в дальнейшем, это как раз и было отличительной чертой стиля его руководства.

Сейчас, когда прошло много лет, понимаю, что увидел в тот день на высокой трибуне настоящего русского человека, нашего земляка, а если точнее – коренного жителя Горного Алтая, который тонко чувствовал, что можно говорить с трибуны и чего ни в коем случае - нельзя, умел разграничивать добрый смех и пустое зубоскальство.

Время было такое, когда никто из нас не знал, как дальше повернется жизнь. Период перестройки, крушение прежних надежд, переоценка прошлого и при этом никакой уверенности в будущем.

Так совпало, что в 1992 году мы стали работать вместе с Александром Васильевичем в одной команде под руководством тогдашнего тандема Чаптынов – Петров. Бердникову доверили пост министра внутренних дел, а мне – пост заместителя председателя правительства. Пять лет мы трудились, решая сообща многие важнейшие вопросы по укреплению правопорядка на территории региона.

Когда я говорю о том, что мы с ним из команды Чаптынова, в этом нет никакого преувеличения. Это факт, который всем известен. Я хорошо помню, как после трагической гибели министра Ф. Троценко шло обсуждение кандидатур на пост нового руководителя МВД, и именно слово Чаптынова тогда оказалось решающим. Валерий Иванович так и сказал: «Во главе этого министерства нам нужен человек, знающий местные особенности, это должен быть коренной житель республики, простой и понятный для нас».

Удивительное чутьё, которым обладает Александр Васильевич, в разные годы помогало ему выбирать линию поведения, и оно никогда его не подводило. Вот что для меня удивительно. Всё, что заложено природой, не идет ни в какое сравнение с образованием и получением тех или иных профессиональных навыков. Казалось бы, майминские сыщики проходили одинаковую подготовку, у них были одни и те же наставники. Но почему до сих пор ветераны говорят, что в Майме лучшим опером за последние два-три десятилетия был не кто иной, как капитан Бердников? А секрет здесь прост: природное чутье всегда помогало ему в самых запутанных и непредсказуемых обстоятельствах.

В наше время среди чиновников считается модным и престижным состоять в рядах «Единой России». А кто был у истоков создания этой партии на рубеже веков? Сейчас уже мало кто помнит о том, что отделением «Единства» в 2002 году выдвигался на пост главы республики кандидат А.В. Бердников. Понятно, что представителям силовых структур в нашей стране трудно рассчитывать на широкую поддержку избирателей, и это характерно не только для нашей республики, тем не менее тысячи людей поддержали представителя мало кому известной тогда партии во главе с Е. Латышковым и С. Ефимовым.

Помню, как тогда чиновники дружными колоннами устремились под знамёна Аграрной партии России. У нас в республиканской организации «Единства» оставалось около 700 самых стойких и убежденных сторонников нового президента страны В. Путина. А в рядах АПР в то время насчитывалось более двух тысяч человек, почти втрое больше. У меня до сих пор в памяти слова Александра Васильевича, убедительно прозвучавшие на одном из наших собраний: «НДР, АПР, ДПР, ПДВР – всё это временно, а наша партия всех переживет!» Так оно и случилось.

Бердников сумел наладить диалог с федеральной властью. До него никому из двоих его предшественников это не удавалось: мешали политические амбиции и мелкие партийные пристрастия. Он установил прочные связи с самыми влиятельными ведомствами, структурами общероссийского и даже мирового значения. Его заслуга в том, что он смог выстроить работу республиканского правительства таким образом, что наш регион в считанные годы стал инвестиционно привлекательным. Как это удаётся нашему губернатору? Участвуя вместе с ним в разных встречах и переговорах, я не устаю всякий раз удивляться, как он умеет располагать к себе собеседников. Он коренной житель Горного Алтая, и люди это чувствуют.

Вспомним, как представлял его кандидатуру на пост главы республики тогдашний сибирский полпред А. Квашнин. С некоторой долей раздражения он говорил в зале нашего Госсобрания: «Вы хотели видеть на этом посту местного человека, что ж, будет вам местный…» Он хотел видеть во главе нашей республики совсем другого «силовика», а если сказать точнее, молодого политического «каскадера» из Красноярского края. Но он ошибся в своих расчетах, полагая, что Александр Васильевич, являясь тоже силовиком, после назначения будет все время брать «под козырек».

Для нашего юбиляра интересы жителей Горного Алтая всегда стояли на первом месте, и он прекрасно понимал с первых дней своего губернаторства, что такие вопросы, как укрупнение регионов, ни в коем случае нельзя решать по-военному. Он убедился в ходе практической работы: все субъекты нашей Федерации настолько разные, уникальные и неповторимые в своей самобытности, что выстраивать их в шеренгу не следует. Хорошо помню, как он радовался, когда получил политическую поддержку при защите республиканского статуса от такого «тяжеловеса», как Минтимер Шаймиев.

Бердников тем и отличается от других губернаторов, которые дружно «встали в строй» и допустили ликвидацию национальных округов, что он совсем не такой: при том что главой республики он назначен, для нас он никогда не был «пришлым». Он вырос среди нас, алтайцев. И по отношению к отставному генералу Квашнину он вовсе не был каким-то безропотно-безродным подчинённым, только и ждущим, как бы спросить: «Чего изволите?» Нет, он с самого начала был политически самостоятелен, что бы ни говорили сегодня его противники.

Пришло время, когда я обязан рассказать всем своим землякам о подробностях трудной встречи, которая проходила в октябре 2006-го по инициативе полпреда А. Квашнина с участием губернатора Алтайского края А. Карлина, спикера Законодательного Собрания А. Назарчука и нас с А. Бердниковым. Около двух часов мы вели спор о будущем нашей республики. До сих пор помню, как рьяно доказывали необходимость укрупнения полпред Квашнин и бывший главный аграрий страны Назарчук. Замечу, что Карлин вел себя сдержанно, сохранял по отношению к нам дипломатичность.

Ликвидировать республику ни в коем случае нельзя, доказывал Александр Васильевич. Мы только начали вставать на ноги, у нас хорошие перспективы развития экономики, а нам предлагается получить статус обычного района, вроде степного Славгородского… Он говорил со знанием дела, очень убедительно, и я в тот момент благодарил судьбу за то, что она дала Бердникову возможность поработать главным федеральным инспектором в Алтайском крае. Спорить с ним было крайне трудно, и это больше всего раздражало Назарчука.

«У нас есть университет, есть республиканская больница, национальный театр, - доказывал наш глава. – А что вы предлагаете взамен? Открыть какой-нибудь техникум, районную больничку, местный драмкружок?» Он говорил в свойственной ему манере, очень к месту вставляя, где нужно, крепкое словцо, а потом неожиданно спросил: «А вы подумали, что с ними будет?» - и показал на меня. При этих словах, честно скажу, у меня мурашки по спине побежали.

Наш глава в том разговоре взял весь алтайский народ под свою защиту, я об этом свидетельствую, и мои слова подтвердят все участники той встречи. «Мы почему не хотим их слышать? - продолжал напирать Александр Васильевич. – Они же добровольно пришли в состав России, и мы обязаны за них отвечать». Квашнин при этих словах с трудом сдерживал свое раздражение. Да, он ошибся: Бердников был в его глазах всего лишь милицейским чиновником, а на деле оказался истинным патриотом Горного Алтая. И когда Александр Васильевич спросил: «Где же наша историческая ответственность?», его оппоненты махнули рукой: что с него взять, с «туземца»…

Прежде чем судить о чем-то, надо в точности знать, о чем идет разговор. Наши местные ура-патриоты «борются» с министрами Г. Суминым или И. Яимовым, с первым вице-премьером Ю. Антарадоновым, когда они выступают в поддержку нашего губернатора. А что прикажете делать им, давно уже знающим о том нашем разговоре с А. Квашниным и А. Назарчуком? Это была великая ответственность, добровольно принятая на себя нашим главой, никто его не заставлял идти на такой конфликт, это был его личный выбор, и мы обязаны ценить такие поступки. Если угодно, он выступил осенью 2006 года как продолжатель той линии, которую начал в годы хрущевской «оттепели» другой знаменитый уроженец Маймы видный партийный работник Николай Михайлович Киселев.

Когда мы с Александром Васильевичем вели спор с Квашниным и Назарчуком, я продолжил его слова, сказав, что мы всегда были и остаемся российскими государственниками. А вот могут ли наши оппоненты сказать то же самое о себе? Вижу, они насторожились… Я же, пользуясь случаем, продолжил: где и кем доказано, что объединение «двух Алтаев» будет нам на пользу? Вот если бы объединить индустриальную мощь Кузбасса, интеллектуальный потенциал Новосибирска, аграрную силу степного Алтая и рекреационные возможности Горного Алтая в рамках одного макрорегиона, тогда, согласен, это было бы настоящее укрупнение…

И в этот самый момент у Назарчука вырвалось: «Нет-нет, с Кемеровской областью ни в коем случае нельзя объединяться!» При этих его словах даже полпред Квашнин с трудом сдержал усмешку. За словами о каких-то «государственных» интересах чаще всего скрываются шкурные позывы, во всяком случае Барнаул оказался не готовым жертвовать статусом краевого центра ради укрепления «государственности». Что и требовалось доказать. Я так и сказал полпреду в конце встречи: «Вот кто, Анатолий Васильевич, на самом деле против идей укрупнения!» - и ему нечего было возразить в ответ.

Какие бы важные и знаковые события последнего времени мы ни называли сегодня, будь то начало газификации республики, открытие аэропорта или наше участие в реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, ЖКХ, всё это связано с работой нашего главы республики. Вспомним строительство нового здания национальной гимназии: для того чтобы оно началось, Александр Васильевич ходил на личный прием к тогдашнему президенту Д. Медведеву. Или взять капитальный ремонт новой школы в Онгудае: его тоже не было бы, если бы наш председатель правительства не попал на прием к тогдашнему премьер-министру В. Путину. Открытие реконструированного национального музея – еще одна заслуга Бердникова.

Я вспоминаю сегодня презентацию нашей республики в Торгово-промышленной палате России с участием ее руководителя Е. Примакова. Наш регион оказался в тот день в центре внимания всего бизнес-сообщества Российской Федерации, и как точно прозвучали там слова Евгения Максимовича: «Алтай и в самом деле, как выясняется, обладает особой духовной энергетикой». Когда я слушал его, то лишний раз убедился в том, что это уже не просто слова, коль скоро мы говорим о новой духовно-экологической цивилизации, которая начинает зарождаться в том числе и у нас на Алтае.

Нам всегда интересно общаться с Александром Васильевичем на подобные темы. Это лишь внешне он воспринимается многими как типичный силовик - на самом деле я редко встречал столь внимательного слушателя, когда речь заходила о теории ноосферы В.И. Вернадского, об этногенезе в понимании Л.Н. Гумилева или особой духовной миссии Алтая в представлениях Н.К. Рериха. И мне всякий раз приятно слышать о том, что мы – два руководителя регионального уровня – удачно дополняем друг друга.

На мой взгляд, Александру Васильевичу удалось сформировать на редкость сплоченную и дееспособную команду, что бы ни говорили сегодня его недоброжелатели. Да, в ней есть представители соседнего Алтайского края. Но давайте вспомним: кто привез к нам первого министра здравоохранения Н. Куропятника? Многие уже забыли, я напомню: это заслуга М. Карамаева. А кому обязан республиканский центр за то, что его городским хозяйством грамотно руководит многие годы мэр В. Облогин? За это мы должны благодарить последовательного борца за укрепление статуса республики писателя и поэта Аржана Адарова.

В бытность председателя облисполкома Ч. Кыдрашева к нам в Горно-Алтайск по его личному приглашению из Барнаула приехал Георгий Гаврилович Матюхин. Долгие годы он руководил облфинотделом, и вряд ли кто из его подчиненных мог предположить тогда, что их заведующий станет со временем главой Центробанка России. Вот что значила в те времена работа по подбору и расстановке кадров. И нам с Александром Васильевичем повезло в том плане, что суть этой работы нам ясна и понятна, это помогает нам при формировании высших органов управления республикой.

Барнаул всегда помогал нам в развитии экономики, мы и дальше будем поддерживать хорошие отношения с соседями. Заслуга А.В. Бердникова в том, что он ищет и находит в крае людей, способных по-новому, свежим взглядом оценить то состояние, в котором находится наш регион. Можем ли мы считать «пришлыми» вице-премьеров Р. Пальталлера и С. Тевоняна после того, как они вывели энергетическое хозяйство республики из-под краевого подчинения? Разве не их заслуга в том, что у нас начата масштабная газификация, а сама республика получает сегодня такие инвестиции, о которых не могли даже мечтать их предшественники? И таких примеров я мог бы привести много.

Наш регион стал узнаваемым на федеральном уровне, и в этом тоже заслуга нашего губернатора. С другой стороны, именно с его приходом к власти республика стала принимать таких уважаемых гостей, как В. Путин и Д. Медведев, Г. Греф и А. Миллер, И. Левитин и В. Янукович, А. Чубайс и В. Евтушенков, губернаторы соседних регионов В. Кресс, Ш. Кара-оол, В. Зимин и многие другие. Наш регион участвует во многих международных выставках в области туризма.

Мы работаем вместе уже семь лет и ни разу за это время не подвели друг друга, хотя кому-то кажется, что парламент республики должен «бороться» с правительством А. Бердникова, должен быть «зубастым» и т.д. Что я могу сказать в ответ на такие упреки? Если бы эти люди знали, какие споры идут в парламентских комитетах с министрами республиканского правительства, и если бы они знали, сколько нервов тратится «вне трибун», они бы так не говорили. Конструктивное взаимодействие ветвей власти всегда важнее, чем бесплодное противостояние.

В адрес уважаемого юбиляра я мог бы сказать еще много других теплых слов, но в завершение хотел бы поведать о памятной для меня встрече с главой Республики Тыва Шолбаном Валерьевичем Кара-оолом. Два-три года назад в Москве перед очередной встречей с участием региональных властей руководитель соседней республики подошел ко мне и по-простому сказал: «Как я завидую вам… Вы всегда вместе с Александром Васильевичем сообща решаете все вопросы. А у нас…» Не говоря дальше ни слова, он махнул рукой, до сих пор помню, сколько печали было в его глазах.

У нас до сих пор кому-то кажется, что у соседей - «настоящая политическая борьба». Кому-то хочется, чтобы так же было и у нас. Смею заверить: пока в республике у власти наш тандем, продолжающий самые лучшие традиции команды В.И. Чаптынова, республика будет оставаться хорошим примером не только для наших соседей, но и на федеральном уровне нас будут знать исключительно с хорошей стороны, а в этом и есть залог нашего дальнейшего процветания.

Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
И.И. БЕЛЕКОВ.

 

Коментарии (2)

Гость [23.04.2013, 09:09] написал:

Объединение двух Алтаев уже произошло, просто Вы их не хотите замечать, т. к. Вам господа БэБэ это экономически выгодно. Вы же служите только лишь ширмой у алтая большого и армян перед маленьким горным народом.
Жаль алтайцев.

alexsey9999 [26.11.2013, 06:24] написал:

Простые люди всегда становятся жертвами закулисных интриг...

Оставить комментарий