Республика Алтай как субъект РФ вот уже десятилетие вместе со всей страной находится в условиях формирования экономических, социальных и правовых основ нового общества. Государство для выполнения возложенных на него важнейших функций выбрало путь реформирования, а сфера управления стала при этом приоритетным направлением. Как этот процесс идет в нашей республике, рассказывает вице-спикер парламента, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике ГС - ЭК РА Т.А. ГИГЕЛЬ:
- Новый тип государственного управления разрушил устаревшие стереотипы, такие, например, как затратный подход, и обозначил переход на результативные технологии управления. Проводимые параллельно с федеральным уровнем бюджетная и административная реформы позволили за последние шесть лет сформировать в регионе систему результативных методов принятия государственных решений.
В бюджетный процесс Республики Алтай, как инструменты организации деятельности органов государственной власти, прочно вошли долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, реестр расходных обязательств, государственное задание и нормативы финансовых затрат на их формирование, обоснование бюджетных ассигнований, доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, формализация распределения межбюджетных трансфертов.
Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года одной из первых в стране начала реализовываться в Республике Алтай. Несмотря на то что основные программы радикально не отличаются от документов, принятых другими субъектами РФ, они имеют свою специфику.
Программа была разработана еще в октябре 2010-го, однако ее отдельные положения дорабатывались вплоть до декабря того же года. Причиной тому стали результаты уточнения и отработки отдельных, наиболее сложных мероприятий, например, увязка целей деятельности исполнительных органов государственной власти со стратегическими задачами республики. Надо сказать, что процедура согласования данного блока проходила очень сложно. Такое направление, как «программный» бюджет и мероприятия по повышению результативности расходов, несмотря на то что они сложны в исполнении, достаточно быстро находили понимание. Это, скорее всего, результат той поэтапной, плановой работы по внедрению программного бюджета, которая в Республике Алтай проводится начиная с 2006 года.
Ни у кого не вызывает сомнений необходимость жесткой увязки расходов бюджета с целями и задачами социально-экономического развития региона, которые решаются в том числе с применением программного обеспечения. Именно с помощью автоматизации бюджетного процесса мы смогли реализовать задачу проведения мониторинга, мобильного перераспределения бюджетных ассигнований как между принимаемыми и действующими целевыми программами, так и между главными распорядителями бюджетных средств. Это позволило уже сегодня ставить достаточно высокие индикаторы исполнения мероприятий программы.
Следует отметить, что при внедрении новых технологий в финансовую сферу мы сотрудничали с несколькими разработчиками для решения различного круга задач.
Необходимо сказать и о мониторинге результативности и эффективности расходов целевых программ. В нем учтены процесс разработки проекта целевой программы и ежегодная корректировка её объема финансирования при формировании проекта закона о республиканском бюджете.
Первый этап подобного финансирования бюджета представляет собой предпроектную оценку результативности расходов на целевую программу. В процессе согласования Министерство экономического развития РА проводит оценку соответствия целей, задач и показателей программы приоритетам социально-экономического развития региона, а Министерство финансов РА рассматривает обоснованность объема расходов. Затем идет публичное обсуждение проекта целевой программы с участием населения и оппонентов, что позволяет обеспечить участие обычных граждан в формировании республиканского бюджета, в том числе через проведение «круглых столов», парламентских слушаний и правительственного часа.
Вторым этапом программно-целевого финансирования бюджета является планирование результативных расходов. На стадии подготовки бюджета целевая программа включается сначала в доклад о результатах и основных направлениях деятельности, а затем - в обоснование бюджетных ассигнований расходов и перечень целевых программ.
На третьем этапе планирования бюджета происходит оценка результативности расходов. Поскольку целевые программы утверждаются на три года, то в ходе их реализации имеет смысл ежегодно оценивать результативность осуществляемых расходов и производить корректировку объемов. О реализации и, соответственно, о достижении показателей результативности главные распорядители бюджетных средств отчитываются в республиканских министерствах экономического развития и финансов при сдаче годового отчета об исполнении.
У нас предусмотрена балльная оценка эффективности реализации программ, которая позволяет применить механизм корректировки ассигнований на следующий плановый период с учетом конкурсного распределения ассигнований на реализацию целевых программ, основанного на оценке эффективности. По мере окончания мероприятий целевой программы уже в следующем году при необходимости продолжения осуществления расходов будет разрабатываться новый проект.
Помимо бюджетирования, ориентированного на результат и осуществляемого на уровне главных распорядителей бюджетных средств, результативность расходов имеет стратегический характер и применяется в оценке социально-экономического развития региона. Для реализации этой задачи внедрены государственные программы. Являясь основой «программного» бюджета, они увязывают расходы республиканского бюджета с реализацией тактических задач социально-экономического развития республики. Анализ расходов при реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ позволяет делать выводы о достижениях в стратегии социально-экономического развития региона.
В заключение хотелось бы сказать, что сегодня в Республике Алтай решена важнейшая задача по формированию результативных методов государственного управления: создан и выстроен процесс программно-целевого планирования. Он позволяет проводить сквозной анализ результативности и эффективности расходов от плана социально-экономического развития региона до государственных заданий. А если говорить языком цифр, то уже почти три года расходная часть бюджета более чем на 60% финансируется именно программно-целевым методом посредством более чем ста республиканских и ведомственных целевых программ. В структуре программного бюджета в 2012 году 46% составляют мероприятия повышения эффективности бюджетных расходов через предоставление межбюджетных трансфертов (суммарно - 3769 млн. рублей) и повышение эффективности предоставления государственных услуг. В структуре программного бюджета 32% направляется на повышение уровня жизни населения республики и лишь 5% идет на обеспечение функционирования органов государственной власти, оставшиеся 17% - на обеспечение высоких темпов экономического роста региона.
Если рассматривать расходы бюджета по отраслям социальной сферы, то на здравоохранение направляется более двух миллиардов рублей, на образование - более 2,5 миллиарда. Полтора миллиарда рублей расходуются на социальную политику, в том числе получают поддержку более 43 тысяч семей, имеющих детей, почти 45 тысяч ветеранов и инвалидов, более 10,5 тысячи работников, проживающих в сельской местности, из них 6250 педагогов. Только в течение 2010 - 2011 годов жильем были обеспечены более 900 ветеранов Великой Отечественной войны.
За последние пять лет в республике построены и реконструированы десятки школ, больниц, детских садов, мостов, домов, аэропорт, драмтеатр, стадионы и много других объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Приступили к созданию инфраструктуры особой экономической зоны, началась газификация региона. Все эти достижения в социально-экономическом развитии региона мы тесно связываем с рачительным расходованием бюджетных средств. Конечно, я не идеализирую всю нашу систему управления и хозяйствования. У нас, как и в других субъектах, есть свои недостатки и упущения. Но для повышения эффективности государственного и муниципального управления мы планируем уже с будущего года перейти на стопроцентное программно-целевое бюджетирование через государственные программы.