Экологичность, экономичность и безопасность – «три кита» использования природного газа в качестве альтернативного автомобильного топлива.
Возможность перевода на метан автотранспорта муниципальных и частных предприятий, а также вопросы строительства газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) рассмотрели на совещании с участием представителей руководства республики, администрации Горно-Алтайска, компаний-автоперевозчиков и филиала «Томскавтогаз» компании «Газпром трансгаз Томск», состоявшемся в Правительстве РА 17 ноября.
Разговор о газификации автотранспорта предприятий нашей республики ведется уже несколько лет, к строительству станции в районе Карлушки томичи приступили в этом году. Задача настоящего времени – сформировать первоначальный рынок потребления компримированного природного газа (не менее ста единиц техники). Здесь есть два пути: оснастить соответствующим оборудованием уже имеющийся автопарк или закупить серийные транспортные средства, в которых метан используется как основное топливо. В мире подобный процесс идет полным ходом: в 2010 году число автомобилей на природном газе превысило двенадцать миллионов, и количество их продолжает стремительно расти.
Преимущества использования метана, а также технические и экономические подробности перевода представил заместитель директора «Томскавтогаза» Александр САВИН:
Пункт первый. Экология
Разумеется, для Республики Алтай, являющейся регионом особой экологической и туристской значимости, очень актуальна экологическая составляющая: «выхлопные газы» серийного двигателя на метане – практически водяной пар, такие автомобили соответствуют экологическому стандарту евро-4, а многие из них – и евро-5.
Экономика. Меньше, дешевле, надежнее
Метан – единственный вид моторного топлива, рост цен на который законодательно ограничен (не более пятидесяти процентов от стоимости реализуемого в регионе низкооктанового бензина). В настоящее время цена на него в два с половиной раза меньше, чем на бензин. Кроме того, если, к примеру, расход пропана-бутана на сто километров пробега больше, чем традиционного бензина или дизельного топлива, то метана – заметно меньше. И хотя стоимость перевода одной единицы техники на природный газ варьируется от 130 до 200 тысяч рублей, вложения окупятся уже через несколько месяцев.
Немаловажная деталь – бесперебойность поставок. Особое звучание эта тема приобрела после весенних сложностей с бензином. Газ к АГНКС идет по трубе вне зависимости от настроений оптовиков и владельцев АЗС в отношении наличия в регионе моторного топлива и цены на него.
Следующее преимущество: газ – стабильный продукт, который, к тому же, невозможно испортить. Двигатель на метане будет работать практически при любом морозе (как и при любой жаре).
Лучше один раз увидеть…
Основные потребители метана – автомобили, работающие ежедневно, для которых необходимо огромное количество топлива (коммунальная техника и пассажирские автобусы). Как рассказал министр регионального развития Юрий СОРОКИН, в настоящее время в республике по переводу автотранспорта на природный газ работают две муниципальные программы (в Горно-Алтайске и Майме), рабочие планерки по координации действий проводятся каждый месяц. По словам Юрия Васильевича, в следующем году будут закуплены два серийных газовых автомобиля для города и один для Маймы. А на ближайшее время запланирована поездка в Новокузнецк Кемеровской области (где большая часть городского пассажирского транспорта давно работает на газе) местных руководителей муниципальных предприятий и частных перевозчиков – одних из главных действующих лиц процесса, чтобы они могли воочию увидеть и оценить преимущества использования метана как моторного топлива.
В Горно-Алтайске же участники совещания смогли «посмотреть и потрогать» переведенную на метан «Шкоду-Октавию» из Новокузнецка – ее продемонстрировал заместитель директора отделения компании «СибирьЭнерго» в Кемеровской области, которая как раз и занимается переводом на газ автомобилей и последующим их обслуживанием, Сергей НОХРИН. В качестве наиболее яркого Сергей Алексеевич привел следующий пример: владельцы городских пассажирских автобусов только на разнице в цене и количестве топлива зарабатывают до полутора тысяч рублей в день.
Подводя итоги встречи, заместитель Председателя Правительства РА Роберт ПАЛЬТАЛЛЕР отметил, что первая в республике АГНКС начнет работу уже в сентябре будущего года, соответственно, с нашей стороны к этому времени должны быть готовы автомобили. Кроме того, Роберт Робертович дал поручение подготовить распоряжение о субсидировании в 2012 году процентной ставки по кредитам для перевода автотранспорта на компримированный природный газ за счет средств, предусмотренных программами энергосбережения.
Справка «ЗА»: ООО «Газпром трансгаз Томск» – стопроцентное дочернее общество ОАО «Газпром», поставляет газ в двенадцать регионов Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, развивает сеть АГНКС: на сегодня четыре станции работают в Кемеровской области, по две – в Томске и Новосибирске, одна – в Братске.
Галина МИРОНОВА
Фото: В. Сухова.