Главная » Спорт » За футбол готов отдать был душу

За футбол готов отдать был душу

За футбол готов отдать был душу
  • 04 апр 2013, 06:49
  • комментарии: 0
  • просмотров: 3816

26 февраля ушел из жизни Александр Григорьевич Кармацких. Влюбленный в футбол играющий тренер, временами – игрок хоккейной команды, заботливый наставник (помогал советом и приходил на все матчи даже после того, как сам закончил официально тренировать), он оставил яркий след в истории горноалтайского спорта. Его знают и любят и те, кто рос в пятидесятые годы прошлого века, и юные футболисты, которым сегодня десять - двенадцать лет.

«Фигура такого масштаба! Александр Григорьевич стоял у истоков нашего футбола, поднял его на такой уровень, что команда «Спартак» вошла в число лидеров Алтайского края, играла с барнаульским «Динамо» и рубцовским «Торпедо». Но и про хоккей не забывал», - говорят о нем те, кому довелось быть лично знакомым с этим удивительным человеком. Вместе с любителем футбола Михаилом Нудьгой, тренером команды «Спартак» Олегом Архинчеевым и сыном Александра Григорьевича Александром (он тоже спортсмен, играл в хоккей с мячом, в том числе в высшей лиге) мы рассматриваем старые фотографии, где старший Кармацких запечатлен по большей части с детьми на кромке футбольного поля. «Я хорошо помню Григорьевича в этой шапочке, это уже восьмидесятые… Вот стоит Миша Молдаван, это Чевалков… Бийский «Прогресс»… Штангист Паша… Это – когда он был директором стадиона... А это в середине девяностых мы проводили детский турнир на приз Кармацких», - вспоминают мои собеседники.

Он родился 29 ноября 1933 года в селе Суэтяк Аромашевского района Тюменской области, а через некоторое время родители переехали в Омск. Так как работали они на шинном заводе, большую часть свободного времени маленький Саша проводил на стадионе «Шинник», в 12 лет уже играл на городском первенстве (даже в те тяжелые военные годы в Советском Союзе проводили детские спортивные соревнования!). Не удивительно, что, став старше, Александр попал в команду мастеров – омский «Иртыш», а в армии стал играть за бийский «Прогресс». В Бийске он познакомился с будущей супругой Верой, и в Барнаул по приглашению руководства клуба «Динамо», а затем и в Лениногорск (в команду «Горняк») они отправились уже вместе.

Веру Михайловну, уроженку Горно-Алтайска, тянуло домой, и в 1966-м семья Кармацких переехала сюда. Александр Григорьевич стал директором стадиона «Спартак» и играющим тренером местной футбольной команды. Уже через два года после приезда, в 1968-м, вместе со «Спартаком» он выиграл Кубок Алтайского края: в финальной игре встретились с рубцовским «Сельмашем», 2:1, победный гол забил Юрий Зарубин. В составе команды были также Виктор Лозин, Борис Ревтов, Борис Качканаков, Владимир Иванов, Владимир Юшаков, Арий Фролов, Лев Кудрявцев и другие известные футболисты. Надо отметить: стать обладателем Кубка края в то время – примерно как выиграть международные соревнования, настолько это было сложно и престижно. Команд приезжало много, и большинство из них были очень сильны.

- Как, наверное, все мальчишки Горно-Алтайска шестидесятых годов прошлого века, я хорошо знал Александра Григорьевича, - рассказывает Олег Васильевич Архинчеев. - Мы ходили на футбол, часто – именно «на Кармацких»: нас впечатлял его несгибаемый страстный характер. Вход был платным, копеек пятнадцать или двадцать, кажется, мы старались попасть всеми правдами-неправдами. Старый стадион был очень уютным: деревянные трибуны, наклоненные над ними клены, великолепное по качеству поле (это отмечали все, в том числе и приезжие футболисты).

Мы с детства дружим с его сыном Сашей: учились в одной школе, играли в одной команде, я часто бывал у них дома. Всегда «с раскрытым ртом» слушал Александра Григорьевича – его армейские и футбольные истории и байки, рассказываемые с юмором и задором. Потом играл с ним в одной команде в хоккей с мячом, а в 1988-м под его руководством тренировался в «Спартаке» (сам он тогда, конечно же, уже не играл, но, пока позволяло здоровье, возглавлял команду в качестве тренера).

Он специалист старой советской школы, основной упор делал на физическую подготовку спортсменов. В то же время был замечательным психологом, как сейчас модно говорить, хорошим мотиватором. Находил общий язык со всеми игроками – людьми разных, часто очень непростых, характеров, всегда умел правильно настроить команду. Имея богатый опыт игрока и тренера, часто вносил коррективы прямо по ходу игры – с помощью замен или изменения тактики. Мы дружили с ним и все последующие годы: когда болезнь уже не позволяла работать тренером, он был всегда рядом как друг и болельщик. Обладая житейской сметкой и практическим умом, он никогда не отказывал в совете, а я частенько обращался к нему за помощью. Я приносил ему календарь игр, чтобы легче было ориентироваться, когда и с кем встречается любимая команда. Он приходил в любое время года и в любую погоду – для похода на стадион ему не были помехой ни жара, ни дождь, ни холод.

Его знали и уважали несколько поколений горноалтайских футболистов. Кто-то играл вместе с ним, кто-то – под его руководством, другие познакомились с ним уже как с активным болельщиком. Когда сам стал работать тренером, убедился, что его известность выходит далеко за пределы республики (тогда – области) – Александра Григорьевича хорошо знал весь футбольный Алтай. На матчах подходили знакомые и незнакомые люди, спрашивали, как дела и здоровье Кармацких. Безусловно, он самый известный футболист Горного Алтая 60 – 80-х годов.

На соперников он наводил ужас. Приведу пример: как-то пробивали штрафной, судья никак не мог установить положенную дистанцию в девять метров. Но как только Александр Григорьевич сделал три шага в сторону «стенки», она автоматически отодвинулась назад. Он при этом не сказал ни слова.

- Это такая глыба! Очень сильный человек с твердым, даже упертым, характером: спорить с ним, что-то доказывать было бесполезно. Но в данном случае это не повод для обиды, скорее наоборот. Я с четырех лет стоял на коньках, отец привил мне такую любовь к спорту, что это определило мой профессиональный путь. Я поступил в Омский институт физкультуры, по окончании восемь лет отыграл в высшей лиге, - делится воспоминаниями младший Кармацких, мастер спорта СССР, игравший в хоккей с мячом (в составе омской команды «Юность» выиграл Кубок Советского Союза, сейчас живет в Горно-Алтайске, работает в техникуме строительной индустрии и сервиса). - Он очень растрогался, когда я, позвонив, сказал, что выполнил норматив мастера.

На матчи ходил до последнего: вон ту зелененькую машинку (она до сих пор стоит рядом со стадионом «Динамо») я ставил ему у поля, и он всю зиму смотрел хоккей, в остальные сезоны – футбол. Он жил спортом!

Дома был радушным хозяином (к нам приходило много народа) и заботливым семьянином (мы всегда были сыты, одеты, обуты), хотя и обладал очень сложным характером. Очень любил внуков, и они отвечали ему взаимностью. Сейчас оба уже взрослые, живут в Барнауле, занимаются предпринимательской деятельностью. Дорожат памятью деда. Никита в свое время начинал серьезно тренироваться, подавал надежды. Когда по семейным обстоятельствам пришлось на некоторое время уехать в Омск (ему тогда было 14), оставил активные занятия футболом, но если бы продолжил, мог бы играть на высоком уровне.

А еще отец был большим патриотом своей малой родины, которой со временем стал Горно-Алтайск, и страны. И умирать в эти годы (ему было 79) не собирался. По-хорошему он должен был жить лет до ста, как его дед.

Очень талантливым был человеком. Обладал сильным даром убеждения, лидерскими качествами. Если настраивал команду, игроки бились до последнего. Действовал, конечно, и личный пример.

В последние годы друзья называли его «мощный старик», с духом у него было все отлично. Никогда не сдавался. Помню, как-то к нам на сборы приехал барнаульский «Мотор». Играли товарищеский матч, а у шайбистов свои приемы и привычки – отца ударил кто-то из молодых. Они сцепились, наши разбежались, а его стала бить вся команда противника. Я пытался как-то вмешаться (мне было лет 15, но играл уже вместе со взрослыми), меня «отодвинули», я улетел к кромке, и только тогда, увидев это, он сказал: «Все, хватит».

- Он умел делиться и готов был «душу отдать» за спорт, - говорит об Александре Григорьевиче любитель футбола предприниматель Михаил Нудьга. - Наверное, каждый ребенок Горно-Алтайска в восьмидесятые годы занимался в горнолыжке или в секции футбола, возможно, там и там. Мы шли на тренировку, а он – на коньках и в фуфайке – показывал, как нужно бить клюшкой.

Любой человек, имеющий отношение к спорту, на протяжении шести десятилетий (с 50-х годов прошлого века по 10-е нынешнего) знал Григорьича, как все мы его называли, мог прийти к нему за советом и помощью.

А в пятидесятые футбол как времяпрепровождение и вовсе был культовым явлением, игры любого уровня становились центральным событием. Не было кафе и ресторанов, телевизора и Интернета, других развлечений, поэтому люди приходили на стадион, причем трибуны, вмещавшие пять-шесть тысяч человек, всегда были заполнены до отказа. Сейчас не всякая команда высшей лиги в крупном городе соберет столько зрителей, а тогда люди в Горно-Алтайске ходили «на Кармацких».

P.S. Руководство города планирует увековечить память об А.Г. Кармацких, назвав его именем одну из улиц Горно-Алтайска, а возможно, и детскую спортивную школу.

Близкие и друзья Александра Григорьевича намерены ежегодно проводить детский футбольный турнир, посвященный его памяти, и надеются, что инициативу поддержат как обычные горожане, неравнодушные к этой любимой миллионами людей игре, так и официальные лица.

За помощь в организации похорон близкие А.Г. Кармацких выражают искреннюю признательность и благодарность директору ГАТСиС Александру Дмитриевичу Чеконову.

Галина МИРОНОВА.
 

Коментарии (0)