Главная » Политика и экономика » Уважение закона – путь к правовому государству

Уважение закона – путь к правовому государству

Уважение закона –  путь к правовому государству
  • 24 авг 2012, 00:00
  • комментарии: 0
  • просмотров: 1470

Три года назад депутаты РА поддержали инициативу спикера республиканского парламента о проведении в школах республики 1 сентября Урока Конституции. Как реализуется данное предложение? На этот и другие вопросы отвечает Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков.

- Иван Итулович, какие цели ставит депутатский корпус при проведении Урока Конституции?

- Выходя на разговор со школьниками о Конституции, Основном законе страны и республики, депутаты ставят перед собой, с одной стороны, очень скромную задачу - привлечь внимание учащихся к вопросам правоведения, с другой стороны, цель этих бесед куда шире - способствовать повышению социальной активности молодых людей. Дети должны понимать, что от личной и гражданской ответственности, политической культуры напрямую зависит, будем мы жить в мире и согласии в нашей многонациональной стране или погрузимся в хаос. Ставя перед собой задачу на будущее, ученик должен задумываться, насколько она решаема в современном правовом поле. Еще учась в школе, дети должны осознавать, насколько важно владеть правовой грамотностью в современном мире. Уважение к законодательству, умение им пользоваться, а также его неукоснительное исполнение возможны только при условии знаний основополагающих законодательных актов. На мой взгляд, это аксиома.

- 7 июня 2012 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Республики Алтай. Дата не юбилейная, но достаточно серьезная.

- В этом году мы постарались её широко отметить. Была проведена научно-практическая конференция на тему «От кочевой государственности к автономии и республике», в работе которой помимо общественности пожелали принять участие спикеры парламентов Алтайского Законодательного Собрания и Республики Тыва. Каждый из почетных гостей выступил с очень интересным докладом. В рамках этого мероприятия в Государственном Собрании был издан альбом с идентичным названием, в котором читатели смогут найти немало информации, касающейся становления нашей государственности. Депутаты будут непременно об этом рассказывать на уроках, а также о сформированном в республике законодательстве, по которому мы живем.

Ребята должны знать, что у Конституции РА уже сложились своя история и своя нелегкая судьба. Отдельные ее положения были даже предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации. Школьники должны убедиться не на словах, а на деле, что мы смотрим на наш Основной закон не как на что-то застывшее во времени и пространстве. Вносимые изменения в федеральное законодательство по выборам, модернизация политической системы требуют оперативно реагировать депутатскому корпусу.

И это мы постоянно делаем. Так, в этом году в связи с изменением выборного законодательства страны был внесен ряд поправок в нашу Конституцию. Но мы делаем это очень тщательно и бережно. Такое отношение сохраним к Конституции и в будущем. И как тут не согласиться с мнением Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Конституция - это документ, который создает определенные рамки и ограничения, связанные с соблюдением принципов демократии…».

- Наверняка депутаты РА напомнят в школах и о том, каким образом Конституция РФ гарантирует права детей?

- Да, конечно. Расскажут об этом постатейно. Например, каждому ребенку важно знать, что гласит статья 38 Конституции: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Дети до 14 лет считаются малолетними, их права и интересы определяют и защищают родители. Они, согласно Конституции, являются их законными представителями – это является их обязанностью. Хотя в этом возрасте дети могут уже иметь права и обязанности. При достижении 10-летнего возраста требуется согласие ребенка на усыновление, изменение фамилии, имени, отчества. Дети имеют право самостоятельно делать покупки. Ребенок может распоряжаться деньгами, которые ему дали родители или другие люди с согласия родителей. С 14 лет они становятся уже частично самостоятельными в осуществлении своих прав. Могут распоряжаться своим заработком, заключать договоры с письменного согласия родителей. С 15 лет могут поступить на работу с сокращенным рабочим днем. Могут осуществлять права автора. Если литературное или научное произведение школьника без его разрешения переписали, то он может отстоять свои права. Для этого ему необходимо вместе с родителями обратиться в суд.

На мой взгляд, есть необходимость сказать школьникам, что именно статьей 43 Конституции РФ закреплено их право на образование. Согласно этой статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования. А основное общее образование обязательно в нашей стране. Не лишне будет напомнить, что по Конституции родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, а образовательные стандарты устанавливаются государством. Вы скажете: «Это прописные истины». Согласен, но трудно даже представить, что может произойти, если вдруг их отменить или они перестанут исполняться.

Ребенок со школьной скамьи должен знать: право на получение образования гарантируется нашим детям Конституцией и является неотъемлемой частью конституционных прав. Содержание каждого уровня образования в нашей школе (начальная, основная и старшая школа) определяется образовательной программой и образовательным стандартом. Именно на их основе каждый учитель должен строить свой урок. На занятиях в школе дети должны получить необходимый минимум знаний, который определен стандартом для данного класса. Закон об образовании, который создан на основе Конституции РФ, устанавливает права и обязанности учащихся, которые обязательно должны соблюдаться в любой школе на территории России и быть закреплены в уставе учебного заведения.

Также мы говорим с ребятами о Конституции РФ в части избирательных прав граждан. Считаю: детям нужно разъяснять значение выборов в жизни нашего государства, о том, что именно от каждого избирателя зависит будущее нашей страны. Школьники, особенно учащиеся выпускных классов, нуждаются в овладении понятиями избирательного права, ведь уже в ближайшем будущем они станут избирателями и вполне возможно - депутатами.

- Какие права и обязанности ученика закреплены Основным законом?

- Учащиеся имеют право на выбор школы, государственную аттестацию (сдача экзаменов, получение оценок в течение четверти, учебного года), получение образования в соответствии с государственным стандартом, на участие в управлении школой (Совет старост, Совет старшеклассников в школе). Право на уважение человеческого достоинства. Это значит, что учащиеся не могут быть подвергнуты позорящим наказаниям, учителя не должны называть учеников обидными словами. Право на свободу совести, свободу информации. Это означает, что педагоги в школе не должны скрывать информацию, из которой учащиеся могут черпать знания о том или ином предмете, явлении, теории.

В то же время учащиеся школы должны выполнять свои обязанности: уважать учителей, администрацию и других работников школы, не оскорблять их. Своевременно выполнять все задания, предусмотренные программами по учебным предметам. Выполнять требования по организации учебного процесса учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы. Не курить на территории школы и пришкольном участке. Не унижать честь и достоинство других школьников. За невыполнение обязанностей к ученику могут быть применены различные дисциплинарные меры - вплоть до исключения из школы.

- Какой еще документ защищает школьника?

- Чтобы более полно обеспечить права детей, Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. В нашем Отечестве Конституция и Конвенция о правах ребенка неразделимы. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов. Самое интересное в Конвенции – это признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать), права ребенка на свободу мысли и творчества, совести, религии, права на тайну корреспонденции. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Устанавливая нормы о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка и Конституция РФ исходят из того, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка.

- Иван Итулович, наши школьники поэтапно изучают Конституцию на уроках обществознания в старших классах. Вот уже третий год депутаты разных уровней в начале сентября ведут с ними беседы по правовым вопросам. На ваш взгляд, полученного объема знаний будет достаточно, чтобы ребята, выходя из стен школы, легко ориентировались в вопросах правоведения?

- Очень хорошо, что сегодня в образовательных учреждениях республики вопросам правоведения уделяется немало времени, что учащиеся имеют возможность напрямую общаться по правовым вопросам с депутатами разных уровней. И все-таки, на мой взгляд, этого недостаточно. Пришло время принимать конкретную республиканскую программу, которая напрямую касалась бы вопросов правового воспитания подрастающего поколения, да и всего населения. Все-таки мы пока не можем сказать утвердительно, что наши сегодняшние и потенциальные избиратели в вопросах правоведения сильны. А, как известно, правовая безграмотность порождает правовой нигилизм, что в правовом государстве, которое мы в последнее время активно строим, просто недопустимо. Кстати, о необходимости уделять этому вопросу больше внимания уже не один раз говорил Президент РФ В.В. Путин.

Подготовила Е. Долгова.
 

Коментарии (0)