Сегодняшнюю ситуацию по правовому регулированию земельных отношений в нашей республике прокомментировал председатель Комитета ГС – ЭК РА по аграрной политике, природопользованию и развитию села Виктор ЯНЫКАНОВ.
- Парламентарии республики уделяют большое внимание регулированию земельных отношений.
В 2011 году удалось существенно снизить социальную напряженность на селе по поводу земельных вопросов, поскольку были максимально использованы все предоставленные нам федеральным центром полномочия субъекта РФ в вопросах земельных отношений.
Внесены изменения в статью 1.1. Закона РА «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», которым установлена возможность выкупа землепользователями земли, находящейся у них в аренде, а также в праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.
У нас появилась реальная возможность наделить земельными участками и тех лиц, кому не достались земельные доли (паи): пенсионеров, сельских специалистов бюджетной сферы. Это была одна из насущных проблем, которая постоянно обсуждалась на сельских сходах и встречах депутатов с избирателями.
Законами Республики Алтай установлены: минимальный срок аренды для выпасов и сенокошения (11 месяцев), максимально возможный размер земельных участков для личных подсобных хозяйств (2,5 га). Ранее при сроке аренды один год и более требовалось проведение кадастровых работ, что вело к дополнительным затратам населения. Отныне в полномочия Правительства РА входит регулирование предельных максимальных тарифов и цен для межевых работ. В республиканском бюджете предусмотрено субсидирование на их проведение. Все вышеуказанные мероприятия направлены на поддержку АПК и развитие села.
Тем не менее остаются проблемы использования земель по назначению. Происходит сокращение сельскохозяйственных земель: их продают, используют в рекреационных целях или они вовсе пустуют, вследствие чего происходит деградация почвы.
Люди, приходя на прием к депутату, просят помочь в продаже земли сельскохозяйственного назначения. Они не поняли главную цель приватизации этих участков - земля должна получить хозяина, который будет наиболее эффективно использовать её как средство производства в сельском хозяйстве. Считаю, её должны получать товаропроизводители, а не торговцы недвижимостью.
В республике ещё не было случаев изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Это означает, что эффективный контроль отсутствует, хотя в прошлом году при проведении комитетом «круглого стола» об осуществлении мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения были приняты соответствующие рекомендации, как это делается в других регионах.
Есть проблемы в районах, где вообще не провели приватизацию земель, - в хозяйствах Улаганского и Шебалинского районов. Из судебной практики, ситуация складывается не в пользу работников. В итоге люди остались без земли. Единственным выходом для них является упомянутая выше возможность выкупа арендованных земельных участков по истечении трех лет пользования по цене, равной 15 процентам их кадастровой стоимости.
По землям Алтайского экспериментального хозяйства достигнута договоренность с Российской академией сельскохозяйственных наук о передаче 48 тысяч гектаров в республиканскую собственность. У жителей сел Актел и Камай появится возможность получить участки для создания личных подсобных и фермерских хозяйств.
Назрела проблема развития и расширения населенных пунктов, вокруг которых территория закреплена либо в виде частной собственности, либо за лесным фондом. Свободные участки в черте населенных пунктов уже исчерпаны, а законами Республики Алтай увеличиваются льготные категории граждан, которым бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Как обеспечить всех? Ведь нужно не просто поставить их в очередь на долгие годы, а действительно предоставить возможность получить участок. Также избиратели очень часто обращаются и жалуются на действия кадастровых инженеров, бюрократизм, административные барьеры и несовершенство правового регулирования кадастровой деятельности. Например, отсутствуют четкие требования к объявлениям в газетах о выделении земельной доли.
Комитет по аграрной политике, природопользованию и развитию села ГС – ЭК РА уделяет внимание данным проблемам, и для улучшения ситуации в июне планируется проведение «круглого стола» с участием представителей государственных органов и муниципальных образований.
Выработанные решения станут основой для дальнейшей законотворческой и контрольной работы комитета, рекомендаций органам государственной власти, органам кадастрового учета и муниципальным образованиям.