Главная » Политика и экономика » Мониторинг законодательства: требование реалий

Мониторинг законодательства: требование реалий

  • 28 фев 2012, 00:00
  • комментарии: 0
  • просмотров: 2109

16 февраля в Госсобрании - Эл Курултай РА прошло совещание на тему «О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2011 год». Оно уже пятое по счету, и цель его остается прежней - формирование единого правового пространства региона.

Должно превалировать правотворчество

Председатель республиканского парламента И.И. Белеков отметил: ежегодный доклад является огромной работой по анализу, обобщению проблем правоприменения, выработке предложений по разрешению спорных вопросов, совершенствованию законодательства. Поэтому Доклад становится важнейшим политико-правовым сводом законодательной деятельности Государственного Собрания - Эл Курултай РА.

По словам спикера, проведенный системный мониторинг законодательства региона за 2011 год выявил необходимость более структурированного подхода к законодательному процессу, связанному не только с принятием законодательных актов Республики Алтай, но и с должным анализом качества изменений в сфере применения конкретного закона.
В 2011 году парламентом принят ряд нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием избирательного законодательства, деятельности Государственного Собрания - Эл Курултай РА и направленных на модернизацию и совершенствование политической системы республики. Проблемы развития многопартийности, повышения уровня политической конкуренции и качества народного представительства - основные акценты, которые поставлены Президентом РФ. В связи с этим И.И. Белеков считает, что парламенту республики предстоит провести большую работу по законодательному регулированию указанных направлений реформирования политической системы в 2012 году. Также он отметил, что представительный орган РА должен поступательно развивать региональное законодательство в сферах уже урегулированных отношений.

Завершая свое выступление, спикер акцентировал внимание участников совещания на том, что в работе Государственного Собрания - Эл Курултай должно превалировать правотворчество, а не простое принятие законодательных актов.


Об эффективном сотрудничестве

С основным докладом по состоянию законодательства Республики Алтай за 2011 год выступила вице-спикер Т.А. Гигель. Она отметила, что каждый подготовленный ежегодный Доклад о состоянии законодательства является важным этапом в осмыслении и оценке общих достигнутых результатов, проблем и пробелов в нашем законотворчестве, в постановке стратегических задач правового развития Республики Алтай. Все их итоги и рекомендации стали весомым вкладом в создание на территории региона системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики. Вместе с тем принципиально новым направлением подготовки ежегодных докладов становится оценка качества, регулирующего воздействие законов Республики Алтай в правоприменительной практике, оценка их влияния на качество жизни населения.

Говоря о достигнутых целях по реализации основных положений социального и бюджетного Посланий Президента Российской Федерации, вице-спикер коснулась работы парламента РА в ближайшей перспективе.
К сожалению, пока остается нерешенным вопрос о повышении заработной платы медицинским работникам, не получающим доплаты из федерального бюджета, воспитателям, работающим с детьми в дошкольных учреждениях образования, до средней по субъекту. На эти цели требуется более 100 миллионов рублей.

Также Т.А. Гигель упомянула о нехватке средств на реализацию программ, направленных на поддержку семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых с целью улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки. Кроме того, необходима финансовая помощь на медико-психологическое и педагогическое сопровождение семей, которые воспитывают детей-сирот, модернизацию здравоохранения с целью укрепления материальной базы медицинских учреждений, модернизацию детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников, реконструкцию старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, и т.д.

Вице-спикер также озвучила план мероприятий, по которому предстоит работать в текущем году. Парламент особое внимание уделит мониторингу в области решения приоритетных задач, которые поставлены высшим руководством страны, - это контроль за практикой правоприменения наиболее социально значимых законодательных актов Республики Алтай.

Подводя итог выступлению, Т.А. Гигель подчеркнула, что мониторинг законодательства становится эффективной формой сотрудничества между правотворчеством и правоприменением, между властью и обществом, поэтому работа Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в этом направлении, безусловно, будет продолжена.

Времени
на раскачку нет

О совершенствовании законодательства в сфере организации деятельности региональной и муниципальной власти в свете Посланий Президента РФ Федеральному Собранию докладывал председатель Комитета по правовой политике и местному самоуправлению ГС – ЭК РА В.И. Хабаров.

На уровне местного самоуправления требуются дополнительные шаги, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций, заявил выступающий. Поэтому необходимо сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек, заметил он.

Говоря о происходящих в нашем государстве политических реформах, В.И. Хабаров выделил главные направления работы парламента. Так, он считает, что ГС - ЭК РА необходимо будет принять новый закон Республики Алтай, определяющий порядок проведения выборов Главы РА, Председателя Правительства РА. Также необходимо принять закон, определяющий порядок отзыва Главы РА, Председателя Правительства РА. Одновременно нужно внести соответствующие изменения в Конституцию РА, конституционные законы РА «О Государственном Собрании - Эл Курултай РА» и «О Правительстве РА», Закон РА «О нормативных правовых актах РА», а также в Регламент ГС – ЭК РА.
По имеющейся на сайте Государственной Думы РФ информации, рассмотрение проекта федерального закона в первом чтении может начаться уже в этом месяце, и планируется, что он будет принят до 1 июня текущего года. Как считает В.И. Хабаров, времени на раскачку нет, поэтому он призвал к сотрудничеству Правительство РА и Избирательную комиссию РА, Прокуратуру РА и Управление Министерства юстиции РФ по РА.

Уходить
от противоречий

Председатель Совета депутатов МО «Турочакский район» Э.В. Рябченко считает, что в настоящее время в числе принятых законов и подзаконных актов встречается немало таких, которые вызывают затруднения при их реализации. В этом плане оказался достаточно непростым для применения Закон РА от 1 августа 2003 года №13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай».

В части 5 статьи 2 употреблен термин «постоянно проживающим на территории соответствующих муниципальных образований». При этом не уточнен уровень муниципального образования - район это или поселение, что создает двоякое понимание данной нормы у правоприменителей.

Также на практике трудно установить критерии постоянного проживания гражданина. Э.В. Рябченко предложила вынести на парламентское обсуждение тему поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы, поскольку имеющееся законодательство находится в противоречии, а также рассмотреть вопрос по выдвижению законодательной инициативы по этому вопросу на уровень Федерации, чтобы законы действительно заработали на благо населения и для развития экономики и социальной сферы муниципальных образований и в целом Республики Алтай.

Приоритеты определены

Председатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения ГС – ЭК РА А.Б. Казанцева отнесла вопрос социально-правовой защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем данной категории детей, к приоритетному в деятельности комитета в 2012 году. Несмотря на достигнутый опыт устройства детей-сирот на воспитание в семьи, еще много их в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка и приютах.

Комитет намерен провести анализ реализации федерального и республиканского законодательства на территории Республики Алтай по предоставлению мер социальной поддержки и соблюдению прав данной категории граждан, в том числе по решению жилищного вопроса сирот и качеству предоставленного жилья.

По словам А.Б. Казанцевой, комитет также планирует проверить правовую защищенность многодетных семей в Республике Алтай. Есть необходимость разработать законопроект, предусматривающий внесение изменений в основной Закон РА «О мерах социальной поддержки семей в Республике Алтай», который будет определять меры социальной поддержки для многодетных семей, установленные другими законами РА, чтобы граждане данной категории не искали свои льготы по разным законам, а могли ознакомиться с ними в основном документе.

Пора оглянуться назад

Начальник ГПУ Единого аппарата Главы РА и Правительства РА Е.С. Казанцева представила присутствующим отчет о проведении мониторинга исполнительными органами власти Республики Алтай, который проводится в Правительстве с 2008 года. При этом ежеквартально, как заметила выступающая, анализируется информация на предмет соответствия регионального законодательства федеральному. Ведется работа по разработке соответствующих нормативных правовых актов. Таким образом, правовая система Республики Алтай пополняется необходимыми подзаконными актами, организуется работа по формированию полного правового регулирования по соответствующим сферам республиканского законодательства.

Однако в целях организации деятельности в данном направлении, подчеркнула Е.С. Казанцева, необходимо провести анализ законов Республики Алтай, а также подзаконных актов, принятых до 2008 года, прежде всего - на предмет их актуальности в настоящее время.

Исходя
из конкретных примеров

Помощник прокурора РА И.М. Тюхтенева отнесла мониторинг законодательства как в республике, так и на муниципальном уровне к одному из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики. Его осуществление проводится на постоянной основе. Систематически изучаются изменения федерального законодательства и вновь принятые федеральные акты.

Но, как показывает практика, более эффективным является мониторинг, осуществляемый в ходе определенной проверки, когда выявляются непосредственно нарушения прав граждан, явившиеся следствием несовершенного законодательства. В качестве примера она привела проверку исполнения органами опеки и попечительства законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защите их прав, которая была проведена органами прокуратуры республики в апреле 2011 года. Мероприятие показало, что, несмотря на принятый в 2008 году ФЗ «Об опеке и попечительстве», до 2011 года в Республике Алтай не был определен орган опеки и попечительства, также выяснилось, что отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия между органами опеки и попечительства, образовательными и другими учреждениями.
Проведение подобных совещаний позволяет решить вопросы, возникающие между ведомствами в процессе формирования нормативной базы Республики Алтай, отвечающей требованиям федерального законодательства, сделала вывод представитель Прокуратуры РА.

Качество законов улучшается

Начальник отдела Управления Минюста РФ по РА С.В. Федюнина выразила мнение, что наибольшая эффективность нормотворческого процесса достигается при участии Управления на стадии разработки проектов нормативных правовых актов органов государственной власти РА путем проведения правовой и антикоррупционной экспертизы указанных проектов. На данном этапе возможно в более упрощенной форме оперативно исключить любые несоответствия федеральному и республиканскому законодательству.

В 2011 году из органов государственной власти Республики Алтай в Управление юстиции по РА поступило 972 нормативно-правовых акта. И по всем из них проведены правовые экспертизы, в 17 были выявлены несоответствия федеральным законам.

Анализ деятельности Управления показал, подытожила С.В. Федюнина, что в 2011 году наметилась тенденция к повышению качества принимаемых нормативно-правовых актов органами государственной власти.

Законы должны работать

Особый интерес у участников мониторинга вызвало выступление председателя Совета депутатов МО «Майминский район» П.Ю. Балакина, который попытался осветить непростую тему «Реализация государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень». Таких полномочий на сегодня насчитывается порядка 15. К примеру, в области жилищно-коммунальной сферы это выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поддержка отдельных граждан по газификации, в социальной - опека и попечительство несовершеннолетних детей и людей, признанных судом недееспособными, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председатель Совета депутатов предложил внести изменения в действующее законодательство и возложить исполнение обязанностей по опеке над совершеннолетними, признанными недееспособными, на отдел социальной защиты. Пока этим занимается отдел образования. Представитель муниципалитета также поднял весьма острую проблему - выделение бесплатного леса на строительство. Закон на бумаге есть, а действие его фактически нулевое, поэтому его надо либо совсем отменять, либо сделать так, чтобы он работал, а пока это только красивый прожект, завершил свое выступление П.Ю. Балакин.

Д.И. Табаев предложил обратить более серьезное внимание на законотворчество в области экологии. Участники совещания в этом его охотно поддержали.

Итогом работы совещания стало принятие соответствующих рекомендаций.

Подготовила Н. ВАСИЛЬЕВА. 

Коментарии (0)