22 декабря 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию РФ.
Он, в частности, предложил ряд инициатив по дальнейшему развитию политической системы страны. Эти поручения адресованы, по сути, не только федеральным органам власти, но и субъектам Российской Федерации и обществу в целом. В конце января текущего года состоялось заседание Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай РА, где депутаты обсудили основные направления по реализации основных положений Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай.
Спикер республиканского парламента И.И. Белеков комментирует основные позиции данного Послания:
- Нынешнее обращение Президента Д.А. Медведева к парламенту стало уже восемнадцатым. Фактически это программа развития страны на перспективу. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай определило свое место и роль в реализации Послания Президента. Прежде всего это касается вопроса противодействия коррупции. Глава государства поручил внести на рассмотрение парламентариев законопроект, устанавливающий систему контроля за расходами чиновников. Согласно предложению Президента, лица, занимающие государственные должности, будут обязаны не только декларировать свои доходы, но и отвечать за несоответствие своих расходов содержанию декларации. По исполнению данного поручения Комитет по правовой политике и местному самоуправлению РА планирует разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О противодействии коррупции в Республике Алтай».
Д.А. Медведев объявил о необходимости перехода к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную Думу РФ. По данным ВЦИОМ, эту идею поддерживают 75 процентов опрошенных россиян.
Данная тема активно обсуждалась в нашем обществе с 2005 года, когда изменился порядок наделения полномочиями глав регионов. И граждане, и политики понимали: между губернатором фактически назначенным и губернатором избранным существует большая разница. Она очевидно проста: кто человека назначил на высший административный пост в регионе, тому он и подотчетен, от того и зависим. Так как губернаторы получили свою должность из рук Президента, жители конкретной территории никаких рычагов влияния на них не имели. Но стоить признать, что с точки зрения управляемости страны на тот момент отмена прямых губернаторских выборов имела весомые основания.
Однако все меняется. Россия за прошедшие годы достигла определенного уровня стабильности. И следовательно, на новом витке политического и общественного развития государства ничто не мешает восстановить в стране прямые губернаторские выборы. Это позволяет установить политическую ответственность глав субъектов РФ за результаты их работы. Мнение избирателей станет важнейшим критерием успешности проводимой руководством региона политики. Конечно, такая серьезная инициатива предполагает широкое обсуждение и в регионах, и на федеральном уровне. На сегодняшний день эта президентская инициатива не просто своевременна - по-другому и быть не должно, раз страна встала на путь политической демократии.
По данному поручению Комитет ГС – ЭК РА по правовой политике и местному самоуправлению предложил разработать и внести на рассмотрение парламента ряд проектов конституционных законов РА: «О внесении поправок в Конституцию Республики Алтай», «О внесении изменения в Конституционный закон РА «О Государственном Собрании - Эл Курултай РА», «О внесении изменения в Конституционный закон РА «О Правительстве РА». Также в плане - работа над законопроектом «О внесении изменения в Закон РА «О нормативных правовых актах Республики Алтай», проектом постановления Госсобрания «О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай РА».
В Послании предлагается изменить систему выборов в Государственную Думу. Пропорциональное представительство, которое предлагает Президент, позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте страны. Этот вопрос для нашего региона является особенно актуальным, поскольку на сегодняшний день мы не имеем его в высшем законодательном органе РФ.
Однако, согласно Посланию, да и опубликованной на днях статье Владимира Путина «Демократия и качество государства», этими изменениями политическая система страны не ограничится. Президент предложил ввести упрощенную процедуру регистрации партий: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны. Сейчас для официальной регистрации партия должна насчитывать 45 тысяч членов из более чем половины регионов.
Президент РФ отметил, что в Государственную Думу будет внесён пакет законопроектов о децентрализации - передаче части федеральных полномочий на региональный уровень. Как отметил Дмитрий Анатольевич, данная работа будет проводиться поэтапно, в течение нескольких лет в рамках следующего политического цикла.
В связи с этим будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. Это должно создать условия для успешного развития территорий, более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами. В частности, будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам. Кроме того, регионам и муниципалитетам должны быть предоставлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами. Забегая вперед, хочу сказать, что нами законодательно скорректированы нормативы налоговых отчислений в местные бюджеты районов и поселений в сторону увеличения с 30% до 60% по налогу на доходы с физических лиц, на все 100% переданы налоги по упрощенной системе налогообложения.
Над какими стратегическими задачами, поставленными в Послании Президента страны на 2012 - 2014 годы, парламент республики намерен работать?
Предстоит разработать и принять законопроект, регламентирующий порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых на региональном уровне. Требуют анализа республиканские целевые программы в плане изучения их эффективности. Остается пока открытым вопрос по оказанию адресной помощи семьям, имеющим детей в возрасте от полутора до трех лет, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Республике Алтай, исходя из индивидуального подхода к каждой семье. Будем над ним работать. Надо изыскивать резервы по повышению заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений и работникам учреждений культуры не менее чем на 30 процентов. Продолжается работа по внедрению механизмов достижения результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов. В июне мы планируем на заседании Президиума заслушать информацию Правительства Республики Алтай о ходе реализации данных рекомендаций сессии.