Главная » Человек и общество » Крылья для республики

Крылья для республики

Крылья для республики
  • 26 янв 2012, 00:00
  • комментарии: 0
  • просмотров: 1699

Одним из главных событий минувшего года можно смело назвать открытие аэропорта «Горно-Алтайск». «Алтай – настоящее чудо России. Кто-то называет эту горную республику жемчужиной… Но эта жемчужина была так далеко «упрятана», настолько далека от главных транспортных артерий, что тысячи и тысячи людей не могли добраться сюда, чтобы своими глазами увидеть уникальный уголок нашей Родины. И вот теперь такая возможность наконец появилась», - отметил во время выступления на официальной церемонии открытия руководитель Федерального агентства воздушного транспорта России Александр Нерадько. Примерно на этом же акцентировали внимание прессы и другие столичные гости, прилетевшие на самолете А-319 авиакомпании S7 Airlines 9 ноября 2011 года. Однако работа аэропорта и возобновление полетов не только открывают миру красоты Горного Алтая. Этот «воздушный коридор» – отличная стартовая площадка и для дальнейшего развития республики. Об этом – разговор корреспондента журнала «Неизвестная Сибирь» Марии Ивановой с Главой РА, Председателем Правительства РА Александром Бердниковым:

- Александр Васильевич, когда лет пять назад мы разговаривали о будущем Алтая и вы гарантировали, что у республики скоро появится современный аэропорт, мне, скажу честно, в это не верилось. Никаких предпосылок для таких обещаний тогда не было. Сегодня аэропорт уже существует реально, не на словах, он принимает рейсовые самолеты. Почему тогда вы были столь уверены в своих прогнозах?

- Знаете, я родился и вырос на этой земле. И хорошо помню послевоенное время, когда наша страна начала понемногу приходить в себя. Жизнь улучшалась на глазах. Но главным событием, оставшимся у меня в памяти, стало появление в Горно-Алтайске аэропорта. Я был еще подростком, когда в 1968 году его сдали в эксплуатацию. Длина взлетно-посадочной полосы составляла всего 600 метров, а сам аэропорт мог принимать только самолеты Ан-2. Но разве для нас это имело значение? Вы даже себе не представляете, как все радовались новому аэропорту!

Потом полосу реконструировали. К нам стали летать лайнеры из Барнаула, Новосибирска и даже Алма-Аты. И все было хорошо. Правда, лишь до девяностых годов, когда экономика страны рухнула, а вместе с ней «накрылся» и наш аэропорт. У людей тогда элементарно не было денег, чтобы куда-то лететь. И жизнь как бы остановилась. А теперь мы просто вернули людям то, что они утратили по пути в «светлое капиталистическое будущее». Над горными вершинами Алтая вновь летят самолеты.

Я все это рассказываю для того, чтобы вы поняли: аэропорт для нас – не только возможность воздушного сообщения со всей страной, но и особая веха, за которой начинается другая жизнь, символ системных перемен к лучшему. Хотя есть, конечно, и более «приземленная» логика. Пять лет назад, когда мы с вами встречались, уже появились признаки стабилизации российской экономики. И при этом мы сознавали, что основной реальной точкой роста для развития республики может стать туризм. А как создавать международный центр туризма, не имея воздушного сообщения? Поэтому дальше отступать было некуда.
А насчет уверенности… Честно говоря, поводов для сомнений хватало – уж больно амбициозный проект мы затеяли. А тут еще грянул мировой финансовый кризис… Всем пришлось затягивать пояса. Тем не менее даже в 2009-м, самом тяжелом году, деньги на строительство аэропорта из федерального бюджета выделялись постоянно. И это было очень дальновидное решение нашей власти. Кризис, слава Богу, остался в прошлом, а у республики теперь есть современный аэропорт. Разве это не показатель государственного мышления? Кстати, сейчас у нас появилось гораздо больше возможностей, чем в советские годы, – раньше в аэропорту Горно-Алтайска не могли садиться борты из Москвы. А теперь это реальность.

- Для того чтобы аэропорт мог принимать новейшие самолеты, взлетную полосу пришлось удлинить почти вдвое, на тысячу метров. Министр транспорта России Игорь Левитин говорил, что в последнее время такие случаи большая редкость. Реальных примеров всего два – Владивосток и Геленджик. Скажите, почему в этом списке оказался и Горно-Алтайский аэропорт?

- Вы были на его открытии и, думаю, слышали, о чем говорили наши высокие гости. И министр транспорта Игорь Левитин, и директор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин, и руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подчеркивали главное: аэропорт, с одной стороны, открывает Горный Алтай для всего мира, а с другой – создает уникальные возможности для развития самой республики. Почему мы оказались в одном ряду с Владивостоком и Геленджиком? Да потому, что для наших регионов это судьбоносные проекты! А кроме того, они важны и для России в целом.

Владивосток все в большей степени становится центром международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе, Геленджик способен придать новый импульс развитию наших курортных зон на Черном море. Горный Алтай благодаря аэропорту и модернизированной взлетно-посадочной полосе довольно скоро превратится в жемчужину российского туризма. Чтобы ощутить, насколько важен для нас аэропорт, приведу один показательный пример: будучи министром экономического развития России, Герман Греф (кстати, большой друг республики) не мог принять решения о создании здесь особой экономической зоны, пока не получил твердых гарантий от министра транспорта, что полоса будет построена, аэропорт заработает.

И эта логика абсолютно правильна. Ведь рядом с аэропортом находятся и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская Долина», и горнолыжный комплекс «Манжерок», и курорты Белокурихи, и множество других привлекательных мест. Здесь проходит знаменитый Чуйский тракт, сюда же будем тянуть железную дорогу. Создание такого мощного транспортного узла вне всяких сомнений позволит Горному Алтаю превратиться в культовое место для туристов. Это неизбежно.

Уже сейчас проблема не в количестве людей, приезжающих на Алтай. В нынешнем сезоне республику посетили порядка 1,4 миллиона туристов. Однако примерно девяносто процентов из них приезжают в летние месяцы. А мы хотим, чтобы туристический сезон продолжался круглый год. Вы же видели зимний Алтай и понимаете, насколько он своеобразен и потрясающе красив.

- Многие народы мира считают Алтай своей колыбелью. Я уж не говорю про тюркские народы, тут все предельно ясно. Но и в Японии, например, считают, что одна из ветвей их предков – с Алтая. Ожидаете ли вы усиления интереса со стороны зарубежных гостей?

- Алтай действительно является уникальным местом, где сходятся истоки разных цивилизаций. Многие мудрые люди говорят, что он обладает колоссальной энергией и притягательностью. Поэтому число зарубежных гостей в республике постоянно растет. Сейчас, по данным миграционной службы, нас посещают порядка 6000 иностранцев в год. Но далеко не все из них проходят регистрацию, когда приезжают на короткий срок, и, по оценкам экспертов, реальное число ближе к 10000.
Кто больше всего любит бывать на Алтае? Как вы совершенно справедливо заметили, особый интерес проявляют тюркские народы, особенно монголы. Здесь их прародина, а расстояние от Улан-Батора все же намного меньше, чем от Нью-Йорка. Еще одни лидеры – немцы. Это традиционно. А уже дальше идут чехи, американцы, корейцы, литовцы, голландцы, французы. Реже всего у нас бывают жители Англии и Швеции.
Путешествие на Алтай из стран Европы или Америки сопряжено с крупными финансовыми затратами. Тут и говорить нечего. Но, на мой взгляд, до появления аэропорта не меньшим препятствием было отсутствие транспортной доступности Горного Алтая. Это мы привыкли, что домчаться из Новосибирска в Чемал ничего не стоит. А для европейцев это все равно что съездить из Парижа в Лондон. Другие расстояния, другое восприятие пространства. Теперь такой проблемы нет. Самолеты из Москвы садятся прямо в Горно-Алтайске. Думаю, поток иностранных туристов, конечно же, увеличится.

Однако у нас есть еще одна важная особенность, которая обычно остается вне поля внимания прессы. Как верно подметил министр транспорта России Игорь Левитин, в республике сходятся пути, ведущие в Китай, Монголию и Казахстан. Сегодня многие туристы из Азии традиционно пользуются услугами аэропорта «Иркутск», но в будущем какая-то их часть сможет летать через Горно-Алтайск. Это удобный транзитный путь. Думаю, со временем наш аэропорт обязательно станет важным звеном международного транспортного коридора.

- Александр Васильевич, а вы помните, когда сами первый раз взошли по трапу и поднялись в небо на самолете? Это было в детстве?

- Отлично помню. Первый раз я летел с одноклассниками на «кукурузнике» в Усть-Коксу. Оттуда до Белухи уже рукой подать. Ощущение было одно – восторг. Представьте себе: четвертый класс, мы летим над хребтами гор, а вокруг бескрайнее синее небо. Половина мальчишек тогда сразу решили стать летчиками. Наверное, уже только для этого стоило строить новый аэропорт. Возможность в детстве увидеть мир сверху, пережить ощущение полета… Это не проходит бесследно.  

Коментарии (0)