Анекдот в тему:
Сын спрашивает отца:
- Папа, а за сколько ты сможешь прочитать «Войну и мир»?
Отец отвечает:
- Думаю, баксов за сто, сынок...
В этом анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу.
Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Не случайно его родственникам рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в вуз, не получил престижную специальность и прочее. Однако, вырастая, многие такие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.
Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как вы жадно «глотали» книги «про индейцев», прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь ваше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся женскими журналами, психологи и педагоги утверждают, что привить ему любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.
Неправильно. Если не вдаваться в методические подробности, можно только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита - «ка», «эль», «эм», и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «рэ», а есть буква «эр». И старательно учит малыша называть буквы «по имени». А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав: «ЭМ... А... ЭМ... А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. Умерьте на время свой благородный пыл и полистайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберите то, что подходит вашему ребенку и... по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики - по складам (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность - малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.
Неверный выбор. Есть книги, предназначенные для «первого чтения», где слова разбиты на слоги (в глазах рябит от дефисов). Кроме того, слова зрительно кажутся длиннее и «страшнее», чем они есть. Но самое главное - это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-пятилетке, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными «шедеврами» детской литературы.
Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете - книгу отложите в сторону. В большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку.
Сделай сам. Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком - он будет в восторге!
Читайте ребенку и вместе с ребенком!
Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали: хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по десять минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное - говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произойдет дальше. Вместе рисуйте иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому...».
Подготовили Галина МИРОНОВА и Елена ПРИБЫТЬКО.