Главная » Муниципальная жизнь » Сквозь огонь и горечь потерь

Сквозь огонь и горечь потерь

  • 27 дек 2012, 07:49
  • комментарии: 0
  • просмотров: 2068

   Будучи в командировке в Чемальском районе, мы решили побывать в прославленном на всю страну крестьянском хозяйстве «Росинка». Публикации о великих тружениках села Марии Константиновне и Сергее Тимофеевиче Исаевых не раз выходили в печать. Сюжеты о них транслировались по местному телевидению, в Алтайском крае и по федеральным телеканалам. Было интересно узнать, как обстоят дела и чем живут фермеры сегодня. Понятно: свободного времени у них нет ни зимой ни летом. Но в надежде на то, что они уделят нам несколько минут, мы свернули на указателе с интригующей вывеской «Пансионат «Горный воздух».

   Хлопот невпроворот

   Даже зимой в урочище Куюм сказочно красиво. Сквозь высокие припорошенные снегом сосны открывается великолепный вид на Катунь, а прямо по курсу – не менее впечатляющая панорама.

   Дорога, ведущая вдоль устьяю Куюма, упирается в огромные ворота. Справа от нее висит броская вывеска «Крестьянское хозяйство «Росинка». Жизнь по ту сторону изгороди бьет ключом. Работа идет полным ходом. В просторном загоне вольготно бродят, пожевывая сено, упитанные овцы.

   Въезжаем на территорию хозяйства и едем по узкому «коридору» между добротными постройками: хлевами, загонами, сеновалом и огромным металлическим ангаром с дымящейся трубой. Судя по количеству тюков, аккуратно уложенных в скирды, поголовье животных у фермеров приличное. Хозяйку Марию Константиновну застали рядом с жилыми помещениями и гостиничным комплексом. Похоже, она только что приехала на «фазенду», так как еще не успела загнать свое авто в гараж. Незваные гости ее не удивили. Мы представились, сообщив цель своего визита. Она согласилась рассказать о делах хозяйства. Периодически наш разговор прерывался. Ее то и дело отвлекали рабочие, часто звонил телефон. Мария Константиновна параллельно решала проблемы с отключением света, доставкой воды и заготовкой дров. Будто из центрального дежурного штаба она сообщала последние новости супругу и нынешнему главе крестьянского хозяйства сыну Евгению.

   Немного истории

   Шахтеры Мария Константиновна и Сергей Тимофеевич Исаевы давно грезили жить и трудиться на земле с чистым горным воздухом и прозрачными реками. Выйдя на пенсию, сразу же отправились навстречу своей мечте. Более тридцати лет назад они переехали в Горный Алтай из Кемеровской области и обосновались в Чемале. Молодые пенсионеры никак не могли привыкнуть к новой для них жизни без работы. Чтобы занять свое время, которого теперь было предостаточно, завели на подворье живность, пчел. Тут грянули 90-е, коллективные хозяйства разваливались одно за другим. Такая же угроза нависла и над местным некогда крепким совхозом. В период ликвидации там поголовья Исаевы успели выкупить восемь высокопродуктивных молочных племенных коз и двух самцов. (Элитных животных завезли туда в 1988 году из Чехословакии и Шотландии.) А дальше проблемы стали нарастать как снежный ком: скот нужно где-то содержать, пасти, земля необходима и для заготовки кормов. В 1991 году не без помощи республиканского Правительства они все же оформили крестьянское хозяйство – и дела у них закрутились… Супруги Исаевы, не зная устали, трудились день и ночь и радовались, что у них появилось любимое дело. Ценой великих усилий за счет собственных и заемных в банке средств проделали огромную работу: отсыпали к «фазенде» дорогу, подвели электричество, пробурили скважину, по специальному проекту возвели изгородь и хозпостройки.

   Спустя пять лет стадо увеличилось до ста голов. При трехразовом доении каждая матка давала до шести литров молока. Исаевы даже не предполагали, что являются владельцами самой крупной в России племенной фермы по разведению молочных коз. Как-то к ним наведались корреспонденты из Алтайского края, сняли о них фильм и показали по телевидению. Весть об Исаевых мгновенно разлетелась по стране.

   – Оказывается, в те годы племенным козоводством никто у нас не занимался, – рассказывает Мария Константиновна. – После того сюжета к нам стали поступать заявки на приобретение животных. В день приходило до 50 писем со всей России! Я не успевала на них отвечать.

   Крестьянское хозяйство «Росинка» оказалась в центре всеобщего внимания. Для изучения опыта туда стали прибывать делегациями. Чаще появлялись и туристы, порой семьями: кто за молочком, кто за мясом, а кто показать деткам жизнь крестьянскую. Иногда в Новосибирске организовывались экскурсии, и желающие приезжали целыми автобусами.

   Беда нагрянула нежданно

   Дела у фермеров шли в гору. Уменьшились и кредитные обязательства. Были планы по дальнейшему развитию собственного дела с уклоном на агротуризм. Но тут случилась беда…

   В 1996 году в окрестностях Устья Куюм разбушевалось пламя. Распространяясь по лесу, оно стремительно поднималось вверх по горному хребту. Раскаленные каменные глыбы скатывались к подножию и становились источниками новых пожаров. Боролись всем миром. Казалось, огонь был локализован. Падая от усталости, фермеры вздохнули, что им удалось-таки отстоять свое детище. Но коварная стихия затаилась ненадолго. Неожиданный порыв ветра раздул тлеющий сухостой. Пожар вспыхнул с новой силой. Противостоять ему было нереально. В считанные минуты он безжалостно превратил в угли то, что создавалось непосильным трудом. Огонь перекинулся на село. Тогда в Элекмонаре сгорели школа и несколько жилых домов.

   – Это случилось 26 апреля 1996 года, – вспоминает М.К. Исаева. – От нашей фермы осталось лишь шесть фундаментов. Четыре дня мы молчали, не могли прийти в себя. По-настоящему я осознала происшедшее лишь на пятый день: пропали все труды, рухнули надежды, не стало дела, вокруг которого кипела наша жизнь. Помню, плакала навзрыд, не в силах остановиться. Потом на душе немного полегчало.

   SOS!

   Когда пожар полностью уничтожил крестьянское хозяйство «Росинка», информация об этом прошла по центральному телевидению и породило волну сопереживания. Многие восприняли это как клич «SOS!».

   – Мы не ожидали, что люди откликнутся на нашу беду, – говорит Мария Константиновна, пытаясь скрыть накатившиеся слезы. – Люди стали нам писали и просить: «Только не бросайте свое дело...». Кто-то утешал нас словами: «Если было бы больше таких людей, как в вашей семье, Россия давно встала бы с колен». Один человек из Омска выслал нам небольшую сумму, сопроводив словами: «Пенсия у меня маленькая, но я очень хочу помочь вам восстановиться». Женщина из Санкт-Петербурга отправила свои сбережения, которые копила себе на похороны; она так хотела, чтобы эти деньги помогли нам начать все с нуля. Бывало и так, что люди приезжали к нам за молоком, покупая литр, который стоит 20 рублей, отдавали 500 и просили сдачу оставить себе. Однажды мы получили письмо из Болгарии, врачи писали, что имеют двоих сыновей, деньгами небогаты, но готовы приехать и помочь нам в строительстве своими руками. Писали даже из Израиля. Позже мы узнали: очередное заседание Госсобрания – Эл Курултай РА, проходившее после пожара, началось с информации о том, что полностью сгорело наше крестьянское хозяйство. Тогда депутаты решили выделить нам безвозвратно 30 тысяч рублей и 50 кубов леса – бесплатно. Это было так трогательно, потому что ни у кого ничего мы не просили. Думаю, только сопереживание людей помогло нам пережить беду и найти в себе силы на восстановление. По сути, нас спасли отклики и письма добрых людей, которых, как оказалось, среди нас немало. Мы собрались всей семьей, обсудили случившееся и решили начать все с начала. Пришлось очень тяжело, прежнего азарта и рвения уже не было. Слава Богу, нам хватило силы воли довести до конца начатое. Все, что сегодня вы здесь видите, построено после пожара.

   Все с начала

   Постепенно фермеры оправились от беды. Вскоре уже строили новые планы. Мария Константиновна освоила компьютер и стала знакомиться в Интернете с агротуризмом. Изучив зарубежный опыт, семья решила подкорректировать направление деятельности – с туристическим уклоном. В этом деле они вновь оказались в республике первопроходцами. Результаты труда не заставили себя ждать. Народ потянулся к ним отовсюду. Горожанам очень нравилось проводить время на природе, вдыхая аромат горных лесов и лугов. Их вполне устраивал такой отпуск: деревенская жизнь с бесконечными повседневными хлопотами, с нехитрой, но здоровой натуральной едой. Наблюдательные Исаевы быстро взяли все на заметку. Не воспользоваться этим было бы просто грех. А посмотреть у них действительно есть на что.

   – Нам было чем кормить гостей. Натурпродукты – из козьего молока: мясо, творожок, масло, сыр (мы сами делали брынзу), – продолжает рассказ Мария Константиновна. – Горожане, их детки с удовольствием пробовали все и особенно молочко, учились также доить коз. Им это очень нравилось.

   Кстати, в крестьянском хозяйстве «Росинка» со всего поголовья надаивали по 200 – 300 литров молока, которое в народной медицине считается эффективным средством при лечении туберкулеза. А в Чемале есть противотуберкулёзный санаторий. Воодушевленные благоприятным стечением обстоятельств, Исаевы планировали поставлять туда ценное сырье. Но ни одного литра не реализовали. Наладить дела в соответствии с требованиями СанПиНа было нереально.

   – Выливать козье молоко было очень жалко, – сетует Мария Константиновна. – Тогда мы купили свиней, а еще у нас было около двухсот индюков и ста гусей. Так вот их мы и поили молоком.

   После того как исаевских племенных коз закупили в Новосибирскую, Томскую, Омскую области, Орловский, Красноярский и Алтайский края, откуда они активно распространялись, в дальнейшем спрос на них стал падать. Фермеры пришли к выводу: молочное козоводство невыгодно, поэтому, как только появился оптовый покупатель из Новосибирска, они без раздумий продали сразу 120 коз.

   Перспектива для развития

   Сегодня четвероногий актив неутомимых тружеников включает около 500 голов овец, примерно 90 – племенного крупного рогатого скота мясной породы, около 50 свиней, из них более 40 поросят, имеются породистые кролики, лошади, дойные коровы, пекинские утки, козы и козлята, а также семейство пятнистых оленей с детенышем. Так что перспектива дальнейшего развития есть, но все упирается в наличие земли, точнее – в отсутствие покосов. Земля, как известно – главный фактор, от которого зависит любое хозяйство, тем более фермерское, в сочетании с агротуризмом. Досадно, что при такой катастрофической нехватке земли у настоящих трудяг пашни пустуют и зарастают бурьяном ее ненадобностью у нерадивых владельцев. А сколько пользы могла бы принести земля, будь она в руках фермеров! Ведь у таких рачительных хозяев, как Исаевы, сосредоточена и добротная сельхозтехника, чтобы ее обрабатывать. У них-то уж точно не пропадет даром ни один клочок земли. К тому же, активно работая сами, предприниматели привлекают еще и наемных рабочих. Кому от этого плохо? Так что в чьих руках земля принесет больше пользы, в том числе и государству, очевидно. Но это тема для отдельного разговора.

   – Весной прошлого года мы закупили двух страусов, чтобы завлечь туристов, – делится опытом Мария Константиновна. – Дороговато они нам обошлись, да и хлопотно с ними, а прибыли-то никакой. Но секрет в том, что для нас они – хорошая реклама. Иногда туристы приезжают и говорят: «Мы слышали, что у вас есть страусы. Можно их посмотреть?». Дети фотографируются с ними, кормят других животных. Для привлеченичя гостей мы создали здесь мини-зоопарк. Чтобы отдыхающим было комфортно, построили гостевой дом с душевыми кабинками и туалетами. А чтобы им не было скучно, приобщаем к крестьянскому труду. Многим это нравится.

   Это на первый взгляд кажется – жизнь у фермера безмятежная, сытная, но какой огромный труд за этим стоит, прекрасно понимают те, кто родился и вырос в селе. Заработок у Исаевых, как и у всех крестьян, носит исключительно сезонный характер. При нехватке средств приходится влезать в долги, брать кредиты.

   – Зимой продукцию не реализовать, – сетует Мария Константиновна. – Отдыхающих нет, мясо девать некуда. Вот и откармливаем живность зимой, чтобы летом встречать гостей, кормить их. Весной открываем шашлычную.

   Есть у фермеров и своя откормочная площадка. Там они выращивают КРС мясной породы голловей. Чтобы наладить собственный забой скота и производство мяса, Исаевы приобрели мясоперерабатывающий мини-завод модульного типа. (Кстати, им может похвастаться далеко не каждое крупное коллективное сельхозпредприятие.)

   – Технику под лизинг купили, – продолжает Мария Константиновна. – Теперь у нас два колесных трактора, есть чем сено заготавливать. Нашему хозяйству уже 22 года. Одним работать нам с Сергеем Тимофеевичем было бы очень сложно, все-таки годы берут свое. Поэтому всем управляют теперь наш сын Евгений и его жена – наша невестка Любушка.

   Пансионат «Горный воздух»

   Как видно, Исаевы, из той когорты, кого никакие трудности не пугают. Наоборот, они только закаляют их характер. Сидеть без дела не умеют, без него жизнь кажется им пустой и скучной, а взявшись за что-то эти люди, делают все на совесть, радуя тем самым окружающих. Вывеска на дороге с интригующим названием «Пансионат «Горный воздух» – это их новое детище. Примечательно, Исаевы живут в ногу со временем, открыли свой сайт в Интернете. В нем говорится: «Пансионат «Горный воздух» создан на базе крестьянского хозяйства «Росинка», известного в России успешным разведением молочных коз шотландской заанненской и чехословацкой пород уже более 20 лет. Совместив деятельность крестьянского хозяйства с туризмом, мы стали развивать новый вид деятельности – агротуризм, когда наряду с комфортным проживанием и полноценным отдыхом вам будут предложены экологически чистые продукты питания собственного хозяйства – мясо (баранина, говядина, свинина, кролик), молоко, сметана, творог, мед с нашей пасеки, зелень, овощи с огорода, возможность понаблюдать за семьями страусов, пятнистых оленей, за игривыми кроликами, лошадьми и барашками, пасущимися на окрестных лугах.

   Незаменимое общение с животными, рыбалка, посещение пасеки, прогулка по лесу с собиранием ягод и грибов подарят вам и вашим детям здоровье, добавят добрых и светлых эмоций!».

   Заманчиво! Не правда ли?

Марина Туркушева.

Коментарии (0)