2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. Очевидно: эта проблема актуальна не только для одного отдельно взятого региона или страны, а для мира в целом, поскольку носит глобальный характер. В истории Земли цивилизованное человечество существует не так давно, но своей деятельностью уже нанесло значительные разрушения, ведущие к уничтожению всего живого.
На Земле свыше полутора миллионов видов животных. Большие и маленькие, от видимых только в микроскоп до гигантов, весящих несколько тонн, они населяют леса, степи и пустыни, толщу почв, моря и океаны, встречаются высоко в горах, в лишенных света пещерах и в полярных льдах. На листьях одного лишь векового дуба можно обнаружить не менее миллиона членистоногих. Птицы населяют лесостепные дубравы в количестве три-четыре тысячи пар на один квадратный километр.
Велика и общая масса растений. Они ютятся на самых, казалось бы, бесплодных скалах, на сухих песках. И в городе можно увидеть, как растущий гриб ломает асфальтовый покров мостовой, как корни тополя разворачивают пешеходную дорожку.
Растения и животные тесно связаны между собой.Растения создают органические вещества, которые служат пищей животным и человеку, и, потребляя углекислый газ, пополняют запасы кислорода в атмосфере. Животные в свою очередь потребляют кислород и создают углекислый газ, необходимый растениям. Без органической жизни на Земле не было бы почвы - величайшего богатства, которым владеет человечество.
Человек издавна использовал животных и растения. Древние люди жили за счет рыбной ловли и охоты, собирали ягоды, грибы, различные плоды, коренья. Растения и животные давали одежду, материал для жилища. Позже прирученные животные стали верными помощниками человека. И сейчас живая природа имеет огромное значение, хотя мы не всегда это осознаем и относимся к ней расточительно.
С течением времени окружающая нас природа беднеет. На склонах гор, где когда-то произрастали мощные леса, остались местами только голые скалы. В пустынях Средней Азии нет уже тысячных стад джейранов, ушли подальше от городов многие виды птиц. Некоторые виды животных и растений полностью исчезли по вине человека и уже не могут быть восстановлены.
В реках, загрязненных промышленными отходами, гибнет все живое. Так, морская, или стеллерова, корова (крупное морское млекопитающее из отряда сирен), которая стала известна европейцам лишь в 1741 году во время путешествия в Тихом океане командора В. Беринга, всего лишь за 27 лет была начисто уничтожена промышленниками. Последняя дикая лошадь европейских степей тарпан погибла в Украине в начале нашего столетия. Предок крупного рогатого скота тур исчез в XVII - XVIII веках. В 1844 году на острове Эльдей в Северном море была убита последняя пара бескрылых гагарок, а когда-то их было очень много на островах северной части Атлантического океана. Только за три последних столетия погибло не менее ста видов млекопитающих и около пятидесяти видов птиц. Ученые насчитывают около 600 видов животных, которым грозит вымирание. Исчезают с лица земли редкие растения, например, кладофора шаровидная, водоросль найя тончайшая и многие другие. Главным образом пострадали промысловые животные. Некоторых птиц добывали из-за красивых перьев - для украшения дамских шляп. Трудно себе даже представить, какое количество птиц отстреливалось для этой цели. В конце девятнадцатого столетия только из Венесуэлы за один год было вывезено эгреток (перья, украшающие спину самцов больших белых цапель в период размножения) более чем от полутора миллионов особей. В результате большая белая цапля стала исключительно редкой птицей. Только полный запрет охоты на эту птицу, введенный в первые же годы после революции, спас ее в нашей стране от окончательного истребления. Теперь большие белые цапли стали опять обычными обитателями наших южных водоемов. Ради перьев были истреблены на Гавайском архипелаге несколько очень своеобразных, свойственных только этим островам видов птиц - гавайских цветочниц. Даже прекрасные летуны альбатросы пострадали, когда людям понадобились их перья. На небольшом островке Лайзан (Гавайские острова) гнездилось к началу нашего столетия не менее миллиона темноспинных альбатросов. К 1911 году здесь осталось совсем немного этих птиц.
Марина ТУРКУШЕВА