17 октября заместитель начальника полиции по оперативной работе МВД по Республике Алтай полковник полиции Александр Табакаев провел для представителей СМИ брифинг на тему «Предотвращение мошеннических действий с банковскими картами и средствами сотовой связи».
Повод для встречи был более чем актуальным – некоторое время тому назад до Республики Алтай докатилась волна преступлений с использованием технических средств: телефонов, счетов, банковских карт. С 1 января 2012 года зарегистрировано 85 фактов подобных действий.
Александр Викторович пояснил, что условно способы совершения мошенничества можно разделить на три вида: с помощью «мобильного банка», введение в заблуждение гражданина и снятие средств с пластиковых банковских карт. В основном этому подвергаются жители Горно-Алтайска и Маймы.
- Самое простое и доступное из них – мошенничество с использованием услуги «мобильный банк». Зачастую люди приобретают sim-карту, подключают услугу «мобильный банк», в силу каких-то причин перестают ею пользоваться. А по истечении шести месяцев операторы сотовой связи вновь пускают этот номер в продажу. Он попадает к новому владельцу со всеми подключенными функциями, и совершенно посторонний человек может начать получать сообщения о количестве денег на пластиковой карте прежнего обладателя номера. Таким образом у него есть возможность перевести или снять чужие денежные средства. Как показывает практика, доступ к деньгам в данном случае получают не закоренелые преступники, а обычные граждане. Не все, к сожалению, проявляют благоразумие, кто-то решает преступить закон. Подобных случаев в Республике Алтай было зарегистрировано десять. Данный вид противоправных действий предусматривает наказание на срок от двух до пяти лет.
Следующий вид – мобильное мошенничество. В прошлом году зафиксировано 50 фактов, нынче – только 13. В основном пострадавшие также из Горно-Алтайска и Маймы. Сотрудниками полиции возбуждено два уголовных дела. Суть в следующем: мошенники звонят на стационарные телефоны, как правило, в вечернее или ночное время, представляются родственниками, говорят, что попали в неприятную ситуацию, например в ДТП, для подтверждения своих слов передают трубку якобы сотруднику полиции, который сообщает, что для урегулирования вопроса необходимо откупиться – перевести определенную сумму на указанный номер телефона. Могут мошенники прибегнуть и к запугиванию – сообщить, что если абонент начнет звонить кому-либо, то родственник точно попадет в тюрьму. Как правило, внезапная плохая новость и психологические приемы преступников делают свое дело – обескураженные граждане добровольно переводят им деньги. В основном, этим занимаются лица, находящиеся в заключении.
Еще один способ быстрого и незаконного обогащения – снятие денежных средств с чужих банковских карт. С начала 2012 года от одной до двадцати тысяч рублей таким образом лишились 65 жителей республики. Схема проста: мошенники, как правило, через подставное лицо или по поддельным документам приобретают sim-карту и рассылают гражданам sms-уведомления, что у них проблемы со счетом, либо звонят, представляясь сотрудниками банков. В ходе диалога обещают вопрос урегулировать, но для этого требуют назвать номер счета, pin-код, точную сумму и так далее. Как только владелец карты сообщает необходимые данные, преступник снимает его деньги - переводит их на другой счет либо обналичивает.
При этом территориально преступник и потерпевший могут находиться на солидном расстоянии друг от друга, поэтому оперативно-розыскные мероприятия сотрудники республиканского МВД проводят совместно с коллегами из других регионов страны.
В заключение своего выступления А. Табакаев настоятельно рекомендовал жителям республики быть более внимательными, при появлении каких-либо подозрений немедленно связываться с сотрудниками банка, где открыт счет, не давать по телефону конфиденциальную информацию, не забывать о старых номерах с подключенной услугой «мобильный банк» и всегда помнить о том, что можно заблокировать банковскую карту, закрыв тем самым доступ к деньгам злоумышленнику.
Наталья Антюфьева