- Александр Васильевич, 3 февраля исполняется 70 лет Владимиру Ивановичу Петрову. Сегодня он, пожалуй, самый известный в республике ветеран государственной службы.
- Да, действительно, думаю, в республике сегодня просто нет человека, который не знал бы, кто такой Владимир Иванович Петров. Он, без преувеличения, историческая личность, один из тех людей, кто создавал республику, кто творил историю нашего региона. В историю становления государственности алтайского народа его имя навечно вписано рядом с именами других выдающихся деятелей как современности, так и прошлого.
Он родился и всю жизнь прожил в Горном Алтае. Руководящие должности начал занимать уже с 30 лет, потому что советская кадровая система была нацелена на поиск и продвижение талантливых, самобытных людей. Почти десять лет отдал развитию Усть-Коксинского района – на должностях второго, а затем первого секретаря райкома. С 1984 года Владимир Иванович приступил к работе в Горно-Алтайске в должности первого заместителя председателя облисполкома. Председателем тогда был известнейший деятель, человек-эпоха Михаил Васильевич Карамаев. Но, конечно, самый ответственный период деятельности Владимира Ивановича Петрова пришелся на 90-е годы.
Все мы с вами пережили перестройку, труднейшие 90-е, когда страна тяжело «болела», а весь сложившийся уклад был нарушен. Трудно приходилось каждому гражданину России, а руководителям, уверен, было еще тяжелее - ведь именно на них ложился груз ответственности за происходящее. Тогда, если помните, стало широко известно древнее китайское проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Можно и так сказать: «Чтоб ты руководил в эпоху перемен!». Так вот, Владимиру Ивановичу Петрову выпало руководить Правительством республики в тяжелые времена, и он не просто выстоял, а и сумел организовать работу таким образом, чтобы решать не только сиюминутные вопросы, но и закладывать основу для будущего развития республики. Сегодня многие подзабыли, какие тогда были времена, – месяцами не выплачивались даже мизерные заработные платы, пенсии, банкротились и разваливались хозяйства, денег в бюджете ни на что не хватало… 90-е годы были чрезвычайно сложным периодом, эпохой потрясений. Старые экономические, социальные, политические структуры были разрушены, проводимые же реформы не давали быстрого результата. Это был самый сложный период в истории современной России в целом и Республики Алтай в частности, и руководителям этого времени пришлось работать и решать архиважнейшие вопросы выживания и развития. И они их решали.
- В прошлом году мы отмечали 20-летие образования Республики Алтай. А в этом году, уже через несколько дней, 7 февраля, еще одна памятная дата – 20-летие создания Правительства Республики Алтай.
- Да, это было то самое Правительство, которое возглавил Владимир Иванович. Тогда оно называлось Правительство Республики Горный Алтай. Петров вошел в историю как первый председатель правительства республики. Валерий Иванович Чаптынов в то время занимал должность Председателя Верховного Совета, а в 1994 году стал первым Главой Республики Алтай. Надо отметить, что тогда должности Главы республики и Председателя Правительства занимались разными людьми, сейчас они объединены.
В нынешнем Правительстве Республики Алтай трудятся люди, которые входили в Правительство Петрова, – это министр культуры Владимир Егорович Кончев, министр экономического развития и инвестиций Александр Николаевич Алчубаев, который в 90-е был заместителем Председателя Правительства, председателем госкомитета по экономике. В первое правительство входили Михаил Захарович Гнездилов, Алексей Иженерович Ялбаков, Иван Итулович Белеков, Александр Иванович Завьялов и другие известные люди. Я стал членом Правительства в 1993 году, когда после трагической гибели Феликса Владимировича Троценко был назначен министром внутренних дел Республики Алтай.
До сих пор выдвиженцы Владимира Ивановича Петрова, люди, в которых он видел потенциал, востребованы, находятся на различных руководящих постах и, конечно, считают его учителем, как считаю я. Надеюсь, что Владимира Ивановича это радует, как свидетельство того, что он проводил верную кадровую политику.
Правительство республики было создано в 1992 году, но, по сути, Владимир Иванович возглавлял Правительство с 1990 года, когда стал председателем облисполкома, это были равнозначные должности. То есть он руководил Правительством региона в течение семи лет в самое трудное время, когда происходили глубокие преобразования в общественно-политическом и экономическом устройстве России.
- Что бы вы отнесли к наиболее значительным достижениям Правительства Петрова?
- Прежде всего, конечно, это создание Республики Алтай как независимого субъекта Федерации. Это было главной задачей и достижением тогдашних руководителей области Валерия Ивановича Чаптынова и Владимира Ивановича Петрова. Стоит отметить, что в те времена у руководства республики были тесные связи, хорошие отношения со многими руководителями страны – Борисом Николаевичем Ельциным, Егором Тимуровичем Гайдаром, Виктором Степановичем Черномырдиным, Григорием Алексеевичем Явлинским, Юрием Федоровичем Яровым, Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом и многими другими. Благодаря этому и благодаря высоким профессиональным качествам им удавалось добиваться практически всех поставленных целей, получать поддержку руководства страны. Прежде всего – завершить отделение от края максимально безболезненно. Думаю, сейчас ни у кого нет сомнений в том, что решение о создании самостоятельного субъекта Федерации было принято совершенно правильно. Приведу лишь один пример: сегодня бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя у нас в три раза выше, чем в Алтайском крае.
Удалось не только благополучно отделиться, удалось и сохраниться в качестве самостоятельного субъекта, отстоять свою самостоятельность, совершенствоваться. Насколько для Владимира Ивановича важна была эта работа, доказывает тот факт, что впоследствии, уже не занимая официальных постов, он создал общественную организацию «За республику», главной задачей которой стало отстаивание самостоятельности Республики Алтай. А в 90-е годы, чтобы сохраниться в качестве субъекта, приходилось принимать неординарные меры.
- Что вы имеете в виду?
- Во-первых, Валерий Иванович Чаптынов и Владимир Иванович Петров сумели добиться решения Совета Министров РСФСР о создании на нашей территории эколого-экономической зоны «Горный Алтай» (впоследствии эколого-экономический регион «Алтай»). Суть идеи проста: предприятиям, которые регистрировались на территории республики, предоставлялись существенные налоговые льготы. В то же время эти предприятия платили налоги в республиканский бюджет и зачастую выступали как социальные инвесторы. Это позволило республиканскому бюджету долгие годы находиться «на плаву», поддерживая социально-экономическое развитие республики. На эти деньги активно велось строительство дорожной сети, у нас легче, чем в других соседних регионах, обстояло дело с выплатой зарплат и пенсий. А могло быть сложнее, ведь с собственной налогооблагаемой базой у нас было крайне трудно.
Затем удалось установить районный коэффициент 40%, тем самым поднять доходы населения. В 1992 году Правительство Петрова решило вопрос о приравнивании наших высокогорных районов - Улаганского и Кош-Агачского – к районам Крайнего Севера. Это позволило установить для населения этих мест еще более высокие районные коэффициенты: 90% - в Кош-Агаче, 70% - в Улагане, а также более ранний выход на пенсию. На выделяемые из федерального бюджета деньги для жителей «северных» районов строилось жилье в Горно-Алтайске. Сертификаты «северным» поселенцам выделяются до сих пор, десятки квартир - ежегодно. Правда, некоторые местные деятели сейчас утверждают, что жители Улагана и Кош-Агача – не настоящие «северные», им сертификатов не полагается. Есть такие, находятся. А вот Юрий Федорович Яров, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, который лично побывал в Кош-Агаче, с ними, возможно, поспорил бы. Он согласился тогда с Владимиром Ивановичем Петровым, что люди действительно живут в тяжелейших условиях - это настоящий Север. И было принято соответствующее постановление Правительства РФ.
В 1995 году под руководством Владимира Ивановича Петрова была принята и заработала Семипалатинская программа - программа по реабилитации жителей Республики Алтай, пострадавших от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На средства этой программы был построен ряд медицинских объектов – медицинское училище, роддом в Усть-Кане, дом для медицинских работников в Горно-Алтайске, приобреталось оборудование, проводилось медицинское обследование жителей.
- Кроме этого строились ведь и другие социальные объекты?
- Да, и очень заметные. Например, был открыт Республиканский классический лицей. Это сегодня одно из лучших общеобразовательных учреждений региона, его окончили 1,5 тысячи учеников. На базе областной национальной школы было создано инновационное образовательное учреждение, достойная кузница национальных кадров Республики Алтай – Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса. Была подготовлена документация на строительство школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наше правительство, к слову, также приложило много усилий, чтобы и Республиканская гимназия, и школа-интернат №1 имени Г.К. Жукова обрели достойные помещения, то есть мы продолжили дело Петрова. Каждый год сдавалось по нескольку школ. Построена школа искусств в Майме. Строились водопроводы, линии электропередачи. Под личным руководством Петрова было налажено постоянное энергоснабжение отдаленных сел Усть-Коксинского, Улаганского, Турочакского, Кош-Агачского районов.
Также очень важным решением стало создание Горно-Алтайского государственного университета на базе педагогического института, что качественно улучшило ситуацию с высшим образованием в регионе. Правительству Республики Алтай удалось добиться создания собственного университета раньше, чем прочим республикам – бывшим автономным областям. Сегодня у нас достаточно высокое количество людей с высшим образованием – это заслуга университета, поставляющего квалифицированные кадры для всех отраслей.
Много чего еще, созданного именно в те годы, можно вспомнить. Сейчас кажется, что это данность, и так было всегда, а на самом деле это были исторические решения, принятые в то время. Например, при Владимире Ивановиче Петрове на карте республики появился Чемальский район, который в этом году будет отмечать свое 20-летие. Несмотря на трудные времена, началось возведение первой трехзвездочной гостиницы в Республике Алтай – отеля «Киви-лодж». Решение о строительстве было принято потому, что часто приходилось встречать гостей высокого уровня, а их практически негде было поселить. И вот первый такой комфортабельный объект начал строиться при Петрове. Владимир Иванович добился того, что должность министра внутренних дел Республики Алтай стала генеральской. Все эти решения были направлены на укрепление и повышение статуса республики как самостоятельного субъекта.
- А как обстояли дела с созданием производственной базы?
- Правительство Петрова взяло твердую установку на создание собственной перерабатывающей базы, которой практически не существовало – в республике негде было даже забить скот. Были созданы мясокомбинаты в Усть-Коксе, Онгудае, Соузге. В селе Абай открылся маслосырзавод, по новозеландской технологии стали производить сыр «Эдам». В Караколе делали лучший сыр в СССР. На сегодняшний день правительство республики также продолжает политику по созданию собственных перерабатывающих производств.
- Несмотря на многочисленные заслуги, Владимир Иванович был отправлен в довольно непочетную отставку…
- Да, к сожалению, в январе 1997-го депутаты республики приняли такое решение, считаю, практически немотивированное. Видимо, отставка Петрова стала результатом «подковерной» борьбы за власть. Он ушел со своего поста в полном расцвете сил и возможностей. Должен заметить, что активный, неравнодушный по природе, Владимир Иванович продолжал оставаться заметным и влиятельным общественным деятелем, защищавшим интересы народа, независимо от занимаемых должностей. И люди отвечали ему взаимностью. На всенародных выборах Главы Республики Алтай Владимир Иванович получал приличное количество голосов избирателей, занимал достойные места. В 1997 году, после того как немало нелицеприятной информации о нем было распространено его противниками, он все же занял четвертое место из семи кандидатов. А в 2001-м, когда претендентов на пост Главы было 11, он и вовсе стал третьим. То есть его репутация в народе всегда оставалась довольно высокой, несмотря на постигшие его неприятности. Думаю, это потому, что вся жизнь Владимира Ивановича прошла здесь, и люди оценивали его исходя из собственного опыта взаимоотношений.
- Какую отличительную черту характера Владимира Ивановича вы бы выделили?
- Самая яркая отличительная черта – это, конечно, то, что он никогда не «прогибался» под ситуацию. Всегда имел собственное мнение и не боялся его высказывать, даже если оно расходилось с мнением большинства или авторитетных людей, начальства.
Я хорошо помню, как в августе 1991-го, во время путча, большинство республиканских руководителей, не раздумывая, горячо и сердечно этот переворот поддержали. Была сложнейшая ситуация, поступало много противоречивых команд. Петров в этой ситуации не просто не уклонился, как сделали многие, а открыто выступил, заявив, что в стране есть законно избранная власть, а структура ГКЧП законом не предусмотрена. Он четко выразил свою позицию, хотя был чуть ли не единственным, кто тогда так думал. А через три дня ГКЧП не стало…
Да, Владимир Иванович порой «неудобный» и для меня, и для многих человек. Он до сих пор занимается активной общественной деятельностью, и если что-то его не устраивает в решениях органов власти, кажется неверным, он сейчас же выступает с заявлениями: мол, не туда свернули, надо исправляться. Можно соглашаться с его позицией, можно не соглашаться, но нельзя не признать, что его позиция всегда высказывается четко и открыто, с трибуны, в глаза. Иногда это помогает и предостерегает от неверных решений. Я благодарен ему за это.
В преддверии юбилея хочу от всей души пожелать Владимиру Ивановичу крепкого здоровья, неравнодушия, ясности ума, активной жизненной позиции, еще долгие-долгие годы оставаться в строю. Жизненный опыт этого человека, безусловно, нужен, востребован, так что я искренне очень хотел бы, чтобы он был рядом.
Беседовала
Елена Дмитриева.