Недавно видеоролик, сначала взорвавший Интернет, а затем транслировавшийся в криминальных телехрониках, рассказал жителям страны, как восьмилетняя девочка гоняла по трассе на крутом авто со скоростью сто километров в час. Родители, находившиеся в этот момент рядом с ней в машине, радовались «успехам» малышки, подбадривая ее советами сильнее давить на газ.
Мы точно не знаем, почему взрослые решили уступить управление автомобилем ребенку, однако их поступок в обществе расценили как неправильный, и этим случаем заинтересовались уже компетентные органы.
Сюжет с экрана ТВ напомнил эпизод, который однажды мне довелось наблюдать на нашем старом городском автодроме. На иномарке, меняясь местами, ездили четыре мальчугана. Их возраст был около 10 – 12 лет. Сначала рулил один, метров через пятьдесят останавливал машину, пересаживались, потом - другой, и так далее. Откуда у них транспорт? Никого из старших рядом с ними я не заметил. Тогда подумалось: «Эти мальчишки, как и многие другие, хотят поскорее повзрослеть. Умение управлять автомобилем уже сейчас выгодно выделит их на фоне своих сверстников. Это, пусть даже мнимые, почет и уважение для них. Мечта мечтой, а вдруг они и вправду окажутся на настоящей дороге?» Жажда лидерства, обыкновенное хвастовство могут превратить такую забаву в трагедию. Да и забава ли это?
Мама и папа из телевизионного сюжета, наверное, пытались привить с малых лет своему чаду, как участнику дорожного движения, определенный тип поведения, доверив руль дорогого авто. Но тут, считаю, должен был элементарно взыграть инстинкт самосохранения, и им следовало отказаться от своей глупой идеи, по крайней мере, не просить ребенка вопреки ограничениям по скорости «выжимать» все сто и тем более на трассе, где есть «встречка».
Каждый хоть раз да являлся свидетелем того, как заботливый папаша или всезнающая мамаша, усадив подростка на водительское кресло, с чувством, толком и расстановкой объясняли, зачем и как давить на педали, как свернуть налево или направо, как развернуться и сдать назад. Подобные примеры всё чаще наполняют нашу жизнь и встречаются повсеместно. Но сговорчивые на просьбы детей родители слишком рано проявляют уверенность в том, что их ребенок, не достигнув совершеннолетия, сумеет быстро отреагировать на любые дорожные ситуации, которые, как правило, нестандартны. При этом способности у всех разные и немало тех, у кого «автомобильный кретинизм» пожизненный.
Ездоки, имеющие многолетний опыт и прошедшие профессиональную подготовку, увы, даже они не всегда справляются с задачами и, как результат, попадают в аварии.
Статистика, особенно в последнее время, печальна и из года в год упрямо доказывает: население безграмотно и безответственно ведет себя на дороге. Люди гибнут, получают травмы, оставаясь калеками на всю жизнь. Немалая часть пострадавших - дети. В 2012 году, по сведениям российской ГИБДД, 940 детей и подростков погибли, 22016 - получили ранения.
Из информационных сообщений известно, что ситуации на дорогах жестко контролируют президент и премьер-министр страны, руководители регионов. Безусловно, это нужно и важно. Правы и те, кто разрабатывает и внедряет законы, программы, проекты, касающиеся безопасности движения.
Всё это широко приветствуется обществом, и сказанное выше прошу считать вступительной частью вот к какому вопросу.
В республиканском Центре детского творчества готовится к открытию кабинет для кружка по углубленному изучению Правил дорожного движения. Это станет очередным воплощением в реальность совместного и, стоит заметить, дорогостоящего проекта Минобрнауки РА и Госавтоинспекции. Учебно-игровой комплекс будет оснащен интерактивными досками, автотренажерами, специальными компьютерными программами. В нем разместят плакаты, объемные магнитные макеты, на которых учащиеся самостоятельно или под руководством педагога смогут создавать дорожные ситуации и решать их. Там планируется использовать настольные и виртуальные игры, презентации, тестирование, одним словом, всё то, что поспособствует эффективному обучению школьников ПДД. Дети будут учиться, как нужно вести себя на перекрестках с круговым движением, железнодорожных переездах, автозаправочных станциях и подъездных путях к ним, посту дорожно-патрульной службы, стоянке для транспортных средств, в тоннеле, на пешеходных дорожках, перекрёстках, оснащённых транспортным и пешеходным светофорами, автобусной остановке.
Одновременно занятия в создаваемом кабинете можно будет проводить для группы из 15 человек, как пояснили в РЦДТ, не обязательно только для кружковцев, но и для учащихся городских школ и районов. Думаю, все мы понимаем, насколько необходим нам подобный учебный центр, особенно если учесть практику, которая складывается, подтверждаемую фактами, упомянутыми в этой статье чуть ранее. Кстати, в других регионах страны такие комплексы созданы давно и далеко не единичны. У нас же он станет первым и, бесспорно, послужит планомерной системной подготовке в деле воспитания внимательного и ответственного водителя и пешехода. Часть оборудования для кабинета была закуплена ещё в 2012 году, в 2013-м его поставка завершается, а с начала нового учебного года здесь встретят ребят.
Но вот незадача. Этот кабинет откроется именно там, где вот уже несколько лет идут тренировки спортивной секции по единоборствам. Надо напомнить, что здание, в котором сейчас размещаются республиканский Центр детского творчества и ещё много разных организаций, раньше было швейной фабрикой. Высокие потолки в прошлом промышленного объекта и сыграли ту роль, чтобы приспособить одну его небольшую часть, принадлежащую РЦДТ, под спортзал.
Секция единоборств была создана как кружок при городском детском Доме творчества. Место для проведения тренировок определили в этом спортивном зале. Кружок, так скажем, прижился: школьники его охотно посещают, довольны занятиями ребят и родители. На сегодня занимаются более 60 наших, подчеркну - наших детей. Мальчишки и девчонки регулярно принимают участие в соревнованиях различного уровня, в том числе международного, проводимых как в республике, так и за её пределами, добиваются хороших результатов, завоевывая призовые места.
Но между республиканским и городским центрами помещение, однажды выделенное под спортзал, уже давно является яблоком раздора. Первые используют любой предлог выселить «квартирантов», твердо отстаивая свою площадь и заявляя, что спорт – это приоритетное направление работы других учреждений, например, СДЮСШ, а у них развивают в детях творческое начало, и дублировать чужую деятельность им ни к чему. Вторые, не имея места, чтобы «приткнуться», не желают добровольно покидать эти, ставшие родными, стены. Ведь в Горно-Алтайске все спортзалы, а они действуют преимущественно в учебных заведениях, заполнены «под завязку», и пробиться туда простому смертному - не судьба.
Надо отметить, конечно, представители РЦДТ правы, и выдвигаемые ими требования совершенно справедливы. Проще подыскать помещение для кабинета по обучению ПДД в любой школе города, сгоряча могут заметить некоторые. Но почему нужно ходить и кланяться кому-то в ноги, если то, что необходимо, в принципе имеется?
Вопрос, останется здесь секция или нет, встал ребром не в первый раз. Как так выходит, что вышестоящие организации до сих пор не могут его решить, да так, чтобы никто не страдал? На разных чашах весов сегодня безопасность детей на дороге и их активный здоровый образ жизни. Нелепость! А может, никто в этом и не разбирался? Почему спортсмены и педагоги, родители и общественность добиваясь разрешения проблемы, вновь и вновь бьются как рыба об лёд?
Выход из ситуации пока один: ребятам разрешено тренироваться в спортзале до окончания учебного года, а далее предложено заниматься под открытым небом на стадионе школы №9. Вот так некоторым придется отметить Год спорта в Республике Алтай.
Зачем, начав одно хорошее дело, «топить» другое, нашими же руками созданное?! Так поступают только нерачительные и нерадивые хозяева.
Когда мы научимся беречь свой и чужой труд?
Н. ВАСИЛЬЕВ.