Вопросы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика, проблемы и пути их решения стали предметом обсуждения на «круглом столе». В Школе-интернате №1 им. Г.К. Жукова собрались неравнодушные люди: Уполномоченный по правам ребен-ка в Республике Алтай Т.А. Жарова, председатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения Госсобрания - Эл Курултай Рес-публики Алтай А.Б. Казанцева, руководитель общественной организации «Женщины Алтая – Алтайдын эпшилери» С.Е. Полетаева, главный специалист Министерства образования, науки и молодежной политики РА С.И. Яимова, представители Министерства труда и социального разви-тия РА, Министерства здравоохранения РА, сотрудники правоохранительных органов, опеки и попечительства муниципальных образований, общественных и религиозных организаций.
Т.А. Жарова в своем выступлении отметила: вступая в самостоятельную жизнь, выпускники детских учреждений испытывают трудности в трудоустройстве, они не имеют необходимой социальной адаптации и часто становятся объектами пристального внимания со стороны крими-нальных структур, но главное - они сами, взрослея, порождают новые волны социального сиротства. А слабое постинтернатное сопровождение лишь усугубляет ситуацию.
У выпускников детских домов плохо сформирована профессиональная направленность. При трудоустройстве они часто пассивны, не умеют нести ответственность за результаты своего труда. В целом сироты имеют очень низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни, а школа-интернат становится для них основной моделью социального мира.
В ходе дискуссии были названы проблемы развития детей-сирот: несформированность элементарных навыков самостоятельной жизни и сферы личной ответственности, привычка получать материальную помощь, не прилагая к этому усилий, заниженная планка жизненных устрем-лений, проблема реальной оценки собственных сил и возможностей и прочее. Поэтому одна из самых главных задач – подготовить детей к жизни и труду.
Ежегодно, по информации Министерства образования, науки и молодежной политики РА, около 200 детей-сирот устраиваются в приемные семьи. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства. Кроме того, приемному родителю производится оплата труда за воспитание ребенка в размере, установленном Правительством РФ. В Горно-Алтайском государственном политехническом колледже разработан курс для граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями, приемными родителями несовершеннолетних детей либо принять детей, остав-шихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных, установленных семейным законодательством РФ формах. За прошлый год на таких курсах проучились 55 семей.
А.Б. Казанцева подробно рассказала о законотворческой деятельности республиканского парламента по данному вопросу. В Республике Ал-тай принят целый блок нормативных правовых актов, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Самая незащищенная часть, по словам Алены Борисовны, - это сироты, достигшие 23-летнего возраста. Именно в это время они обзаводятся своими семьями: быт, рождение и воспитание ребенка становятся для них порой непосильной задачей.
О профилактике социального сиротства и правонарушений, совершенных детьми, говорил представитель МВД по РА М.А. Захаров. Рабо-та в данном направлении должна стать приоритетной. Необходимо заниматься конкретной, адресной помощью семьям. Удручает статистика: за 2012 год на 30 процентов возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Основными причинами роста социального неблагополучия детей чаще всего становятся тяжелое материальное положение семей, неадекватное поведение родителей, недостаточное разви-тие механизма выявления семейного неблагополучия на ранней стадии, а также отсутствие повседневной реабилитационной помощи семье в трудной жизненной ситуации.
Проблему детских домов и интернатов затронул благочинный Горно-Алтайского округа Русской православной церкви священник Георгий Балакин. По его мнению, не дело государства – воспитывать детей, даже самый большой государственный институт не в состоянии делать это. Человек должен воспитываться человеком, и только в семье. Еще лет сто назад чужих детей не было. Не государство проявляло заботу о бро-шенных детях, а родственники. Положительный пример – Чечня, где на сегодняшний день нет детских домов и интернатов, а детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растят родственники. Менталитет и обычаи многих народов не допускают возможности воспитания ребенка в детском доме, если жив хотя бы один его родственник.
Елена ПРИБЫТЬКО