Количество транспортных компаний сокращается. Этот симптом наблюдается как на железнодорожном, так и на автомобильном транспорте. У каждой из отраслей свои причины. Но есть нечто общее, что их объединяет.
Если проложить прямую индекса производства в целом по России от 2010 года до 2013, то очевиден весьма пологий восходящий тренд. Детализированный график представляет собой ломаную линию с повышением и понижением индекса. Амплитуда составляет порядка двадцати процентов. Это говорит о нестабильности экономики и прагматичных ожиданиях промышленных предприятий, что в свою очередь приводит к стагнации объемов погрузки по всем видам транспорта и усилению внутриотраслевой конкуренции.
В течение 2012 года количество операторов РЖД сократилось на четыре процента. Под сокращение попали транспортные компании с количеством грузовых вагонов менее тысячи. В отрасли железнодорожных перевозок к числу факторов, обусловленных общим экономическим раскладом, следует добавить и отраслевую специфику. Это проблемы, возникшие с диспетчеризацией грузового движения в связи с отсутствием общей системы планирования в единой инфраструктуре, и перегрузкой последней грузовыми вагонами. По сути это означает инфраструктурный кризис, для преодоления которого сейчас создается единая электронная система управления движением.
Железнодорожные грузоперевозки по сравнению с перевозками автомобильным транспортом являются более прозрачным видом бизнеса. Несколько сложнее произвести количественную оценку предприятий, осуществляющих автомобильные грузоперевозки.
В отрасли работает много индивидуальных предпринимателей. Их количество сокращается как под воздействием макроэкономических обстоятельств, так и в силу более банальных причин. Это система налогообложения, включающая в себя как налоги от предпринимательской деятельности, так и всевозможные дорожные сборы, последним нововведением в числе которых стал утилизационный сбор на импортные грузовые автомобили. Если суммировать все составляющие в нашей налоговой системе, то проще уйти в тень. Хотелось бы конечно спать спокойно. Но при этом заработать нельзя, точно так же, как нельзя возобновить свои средства производства, которыми для нас являются грузовые автомобили.
В общем, с учетом всех прямых и косвенных данных, с учетом результатов опроса автоперевозчиков, в течение 2012 года с рынка ушло более десяти процентов автомобильных предприятий, в текущем году приращения их количества не ожидается.
В целом, мы имеем дело с процессом централизации рынка грузоперевозок, который в условиях повышения уровня конкуренции, начинается неизбежно.
Автор публикации URFOTRANS.RU