Эстетические чувства и различные религиозные переживания
Отмечая здесь общие соотношения, свойственные искусству и религии, нельзя не сказать о роли эмоциональных процессов в данных формах общественного сознания. Как осознанное эстетическое, так и религиозное отношение к мифу включают в себя определенные переживания и чувства. Поэтому общим здесь является не только присутствие здесь эмоциональных процессов, без которых нет ни искусства, ни религии, но и в некоторых из них психологические механизмы для их протекания.
Аристотель при этом отмечал, что человек, который присутствует при исполнении древнегреческой постановки в театре, испытывает довольно сложный комплекс из переживаний, который философ обозначил термином „катарсис" (или в переводе означает — „очищение"). Сколь бы ни были трагичны и тяжелы события, о которых здесь идет речь в трагедии, зритель испытывает, в конечном счете, своеобразную эмоциональную разрядку, которая сопровождается чувствами освобождения и просветления.
В результате подобного катарсиса противоречивые, порой мучительные переживания, тяжелые, по выражению психолога Выготского Л. С., находят свой разряд и практически "сгорают" при замыкании. Подобный механизм протекания эстетических чувств здесь свойствен не только людям, которые воспринимают трагедию в театре. При наличии здесь своеобразия в каждом случае катарсис тут типичен вообще для эстетических видов переживаний, которые присутствуют в процессе изобразительного творчества, так и в акте восприятия искусства, как пишет греко-католическая газета, сайт расскажет вам об этом подробнее.
Религиозные виды переживаний, испытываемые всеми верующими при процессе индивидуальной или коллективной молитвы, в известной мере всегда сходны с катарсисом. Молитва с эмоционально-психологической точки зрения представляет собой способ для "снятия" отрицательных переживаний при помощи эмоциональной разрядки. Верующий при этом обращается к богу, надеясь, что последний избавит его от неудач и страданий, удовлетворит желания и мольбы.
И при этом он верит в реальность самого бога и всемогущество, при этом молитва приносит ему психологическое утешение и облегчение. Не следует забывать, что подобное психологическое облегчение, которое здесь дает религия и молитва, вообще-то является здесь самообманом. Она живет на ложных предпосылках, на вере в сверхъестественного и бога. Чтобы направлять волю и энергию человека на изменение всех условий его жизни, на подлинное решение его трудностей и проблем, религиозная вера обращает здесь все его надежды и помыслы в сторону божественного промысла.
Источник: carkva-gazeta.org