Главная » Сельское хозяйство » Землю – крестьянам!

Землю – крестьянам!

Землю – крестьянам!
  • 04 апр 2013, 07:15
  • комментарии: 0
  • просмотров: 3111

Более 20 лет прошло с того времени, как в России началась приватизация земель. Казалось бы, страсти по этому поводу давно должны были утихнуть, а каждый клочок земли, как и задумывалось изначально, – работать, обретя своего хозяина, потенциального налогоплательщика. Правом на бесплатную земельную долю были наделены все, кто трудился в бывших колхозах и совхозах, а также пенсионеры и сельские специалисты социальной сферы.

Что же изменилось с тех пор, и как сегодня обстоят дела с оформлением земель в нашей республике?

КОМУ ВЕРШКИ,
А КОМУ – КОРЕШКИ

Как известно, с самого начала процесс наделения граждан землей пошел у нас не так, как задумывалось в Москве. Правившее в то время республиканское руководство, мыслившее еще старыми советскими стереотипами, когда все считалось общей социалистической собственностью, а земля принадлежала государству, решило во что бы то ни стало сохранить главный ресурс сельхозпроизводства, закрепив его хотя бы за коллективными предприятиями. Однако сделать это оказалось не так-то просто. Большинство колхозов и совхозов лопнули как мыльные пузыри, имущество растащили, раскатав буквально по бревнышкам. Приватизация земель не коснулась предприятий с государственным статусом, расположенных в Майминском (ОПХ «Чуйское») и Шебалинском (ОПХ «Оленевод») районах.

Практически во всех вновь созданных после реорганизации хозяйствах, за исключением находящихся в Улаганском районе, были проведены общие собрания, составлены списки пайщиков, определены средние нормы земельной доли. Но основные документы – выписки из решений районных администраций о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие право на земельную долю, то есть право собственности граждан на земельные доли, – на руки людям не выдали. Так процесс приватизации в республике был искусственно затянут и шел, как говорится, ни шатко ни валко. В общей сложности следовало выдать около 40 тысяч выписок. Получить их (не без помощи юристов) сумели лишь самые настойчивые, намеревавшиеся выделить свои земельные паи для создания крестьянских и фермерских хозяйств. Своим правом на землю с 1991 по 2002 год смогли воспользоваться примерно шесть тысяч человек, то есть 3% населения республики. Немного позднее такое право зарегистрировали еще семь с лишним тысяч сельчан. Большинство же не знали, что делать с землей и с чего начинать оформление, поэтому легко поддались на уговоры руководителей хозяйств внести свои паи в уставный капитал предприятий. А когда люди опомнились и поняли, что теряют, захотели получить земельные участки в натуре, то столкнулись с массой проблем. К тому времени вступили в действие новые федеральные законы, касающиеся земельных отношений. Теперь, когда сроки приватизации были упущены и поезд, как говорится, ушел, за оформление земельных паев (межевание и регистрацию) нужно было выкладывать свои кровные. При этом оформить долевые земли в большинстве можно было только в судебном порядке. За оформление «невостребованных», проданных или переданных в аренду долевых земель взялись и сельхозпредприятия. А между сельчанами, решившими выделить свои паи, начался бесконечный спор: всем хотелось получить землю в хорошем месте и ближе к населенному пункту. Пока они разбирались между собой, появились новые претенденты на «лакомые кусочки» – приезжие из крупных городов с толстыми кошельками. Они слетелись в республику как пчелы на мед и принялись по дешевке скупать выписки, чтобы, зарегистрировав земли, выставить их на продажу по рыночным ценам. Кто-то, изрядно помучившись с оформлением своих долей, в отчаянии продал выписки за копейки, так и не доведя дело до конца. Были и такие, кто вовсе их пропил. Начавшийся раздрай привел к тому, что дела в коллективных сельхозпредприятиях пошатнулись. Понятно, без кормовой базы, пастбищ ни о каком развитии не может быть и речи. Серьезно пострадали в этом плане некоторые хозяйства Усть-Коксинского района. Притом, что именно они дают основные рабочие места жителям сел. Получается, что сельчане собственными руками срубили сук, на котором сидели, и, продав выписки приезжим, лишили будущего своих детей.

Некоторые из тех, кто с трудом оформил паи, предлагают сегодня сельхозпредприятиям и фермерам взять земли в аренду. Обрабатывать пашню у них нет возможности из-за отсутствия собственной сельхозтехники и средств. Вот и зарастают многие брошенные земли бурьяном, причиняя вред фермерам смежных участков. Но ни одного случая изъятия земель по причине нецелевого использования в республике пока еще не зарегистрировано, потому что процесс этот сложный и длительный, требующий судебных разбирательств, так как касается частной собственности.

Население Улаганского района вовсе может остаться без земель, потому что в 90-е годы, как уже было сказано, приватизации там не было и все земли находились в СПК «Чибит» (36869 га), СПК «Коо» (9849 га), СПК «Челушманский» (8953 га) в постоянном (бессрочном) пользовании. Инвестор, пришедший в эти хозяйства, воспользовавшись региональным законом, намеревается выкупить под 2% все имеющиеся у предприятий земли. Судебные тяжбы по этому поводу еще продолжаются.

Многие жители республики также оказались не у дел, потому что по разным причинам не были включены в списки пайщиков.

К счастью, так плохо обстоят дела не везде. Более благополучно и грамотно приватизация земель проходила в Усть-Канском районе. По мнению председателя комитета по аграрной политике, природопользованию и развитию села Виктора Яныканова, там изначально был правильно задан тон. Крестьянам, желавшим работать на земле, заниматься фермерской деятельностью, районная администрация такую возможность предоставила. Они в свою очередь не остались в долгу. Заинтересованные в процветании собственного дела настоящие хозяева стараются эффективно использовать каждый кусок своей земли. Вскоре своим трудом и показателями по валовому производству сельхозпродукции фермеры вывели Усть-Канский район в лидеры по республике.

Немало крепких крестьянско-фермерских хозяйств в Шебалинском и Онгудайском районах.

ВСЕМ СЕСТРАМ
ПО СЕРЬГАМ

Копившиеся годами проблемы с землями во многих районах затягивались в крепкий узел. В Усть-Коксинском дело дошло до поджогов и откровенных угроз в адрес приезжих скупщиков. Не в силах справиться со всей этой чехардой, люди стали обращаться за помощью к местным властям и депутатам. На региональном уровне парламентом республики было внесено множество поправок в существующие законы, облегчающие запоздавший процесс приватизации.

Так, например, в 2011 году были приняты изменения в региональный закон «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай», предполагавшие право выкупа земель, находящихся в постоянном бессрочном пользовании и пожизненном наследуемом владении, за 2% от кадастровой стоимости сельхозугодий. За 15% от кадастровой стоимости можно выкупить арендованные земли из фонда перераспределения через три года надлежащего использования данных земель. Эта мера позволяет гражданам, не включенным в списки пайщиков и оставшимся без паев, приобрести земли сельскохозяйственного назначения в собственность.

Госсобранием – Эл Курултай разработан и внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменения в статью 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Эта инициатива (в случае ее принятия ГД РФ) позволит заработать в полной мере республиканскому закону «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства». Дело в том, что федеральным законом установлен минимальный срок аренды отгонных пастбищ – пять лет, и это пастбища, которые используются жителями республики всего три месяца в году. А по условиям аренды земли, взятые на один год и дольше, должны быть надлежащим образом оформлены и поставлены на кадастровый учет, что требует немалых затрат. Законодательная инициатива предусматривает передачу полномочий по регулированию минимальных сроков аренды отгонных пастбищ субъектам РФ. Если эти полномочия передадут, то на региональном уровне установят другие минимальные сроки аренды отгонных пастбищ – менее года. Тогда сельчане будут ежегодно продлевать договоры аренды отгонных пастбищ с администрациями муниципальных образований, не тратясь на выполнение межевых работ и государственную регистрацию договора аренды земельного участка.

БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ

Выяснить, сколько площадей в нашей республике находится сегодня в частной, а сколько – в государственной собственности, не представилось возможным. Оказывается, несмотря на наличие федеральных структур, таких как Росреестр (включая кадастровую палату), Росимущество, Россельхознадзор, полной инвентаризации земель не проводилось. Процесс приватизации пущен на самотек, и непонятно, как долго он еще будет длиться, хотя в этом хитромудром и тернистом деле пора бы поставить точку.

Проблемам активизации оформления земель, находящихся в общей долевой собственности, повышению эффективности земельного контроля и использования земли и проведению полной инвентаризации земель была посвящена видеоконференция, которую провел в октябре прошлого года полномочный представитель Президента РФ по Сибирскому федеральному округу Виктор Толоконский. По ее окончании всем субъектам были даны конкретные рекомендации, включая создание рабочих групп, которые будут координировать работу государственных и муниципальных органов земельного контроля, вести мониторинг и так далее. В нашей республике такая группа создана и уже начала работать. Органы местного самоуправления, администрации сельских поселений обязали навести порядок с землями, находящимися в общей долевой собственности, и подать точные сведения о количестве всех категорий земель на их территориях. Сельхозпредприятиям, где своевременно не были проведены общие собрания дольщиков и не зарегистрированы права пайщиков, нужно сделать это сейчас. Поскольку проведение межевания и кадастрового учета в финансовом отношении затратно, на эти цели предусмотрена государственная поддержка. На региональном уровне установлены предельные максимальные расценки на подготовку проекта межевания. Чтобы посчитать, сколько денег потребуется на проведение этих работ, нужно знать, сколько земель закреплено за тем или иным предприятием, сколько дольщиков оформили свои паи, а сколько нет, сколько предстоит отмежевать и т.д.

Как видно, для проведения полной ревизии предстоит большая работа, а сроки ограничены. То, что не успели за 20 лет, нужно сделать до 15 июля 2013 года.

Марина ТУРКУШЕВА.
 

Коментарии (0)