Перед началом мероприятия присутствующие ознакомились с выставкой, организованной в фойе театра, где была представлена продукция предпринимателей, сельхозпроизводителей и мастеров народных промыслов. Желающие могли приобрести понравившиеся им экспонаты.
На открытии с приветственным словом выступил исполняющий обязанности Председателя Правительства РА Сергей Тевонян. Он подчеркнул, что Республика Алтай с ее выгодным геополитическим положением является привлекательным регионом с точки зрения климатических и природных ресурсов. Поэтому стратегия ее развития ориентирована на туристско-рекреационное направление. В этой сфере наметилась положительная динамика. На сегодняшний день республику посещают около 1,4 миллиона человек в год, но потенциал в плане предоставления товаров и услуг гораздо выше. В связи с этим к 2020 году данную цифру планируется довести до 2,6 миллиона.
Заместитель Председателя Госсобрания – Эл Курултай РА Татьяна Гигель назвала знаковым событием проведение такого мероприятия на территории Республики Алтай. Внимание собравшихся она обратила на существующие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, и пожелала всем плодотворной работы.
Затем Координационный совет приступил к рассмотрению вопросов повестки. Первым о практике реализации инвестиционных проектов в рамках комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований на условиях государственно-частного партнерства рассказал Сергей Тевонян. В частности, он отметил: в нашем регионе сформирован комплексный пакет планово-прогнозных документов всех уровней. На республиканском уровне в 2008 году была разработана и утверждена Программа стратегии социально-экономического развития до 2028 года, получившая высокую экспертную оценку в Санкт-Петербурге. Во всех муниципальных образованиях также – комплексные программы социально-экономического развития. Правительство РА рассмотрело 45 муниципальных проектов, из них 18 социальных, 27 инвестиционных (13 по реальному сектору экономики, 10 в сфере АПК и четыре прочих). Представленные проекты поддерживаются через действующие республиканские целевые программы (11 по линии Министерства сельского хозяйства РА и 18 – Министерства туризма и предпринимательства РА).
На сегодняшний день Правительство РА продолжает совершенствование инвестиционного плана. В республиканском законодательстве предусмотрены механизмы взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, предполагающие систему льгот и преференций для инвесторов. Режимом наибольшего благоприятствования, государственной поддержкой на льготных условиях пользуются масштабные проекты регионального значения, способные стать точками экономического роста республики.
Также докладчик ознакомил участников заседания с наиболее крупными инвестиционными проектами, реализуемыми в нашем регионе, в том числе и субъектами малого и среднего предпринимательства. Это ГЛК «Манжерок», ОЭЗ «Алтайская Долина», где объем заявленных частных инвестиций превышает четыре миллиарда рублей и восемь миллиардов – государственные вложения. Яркий пример частно-государственных инвестиций – «Алтай Резорт», резидент которого вложил в строительство более 2,5 миллиарда рублей.
Примечательно, что по объемам инвестиций на душу населения Республика Алтай занимает третье место в СФО.
Среди основных факторов, сдерживающих привлечение инвестиций в сферу добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, докладчик назвал дефицит электроэнергии и высокий тариф на нее – и это при том, что республика обладает высоким гидропотенциалом. Как раз в этом направлении Правительством РА ведется серьезная работа с федеральным центром: есть намерение стать пилотным регионом по разработке и строительству малых ГЭС. Два проекта уже реализованы, ведется возведение каскада ГЭС на реке Чуе. Другая проблема, негативно сказывающаяся на инвестиционной привлекательности нашего региона, – отсутствие железной дороги Бийск – Горно-Алтайск. Начало ее строительства планируется в 2013 году.
Государственно-частное финансирование – хороший инструмент, резюмировал Сергей Тевонян, однако сохраняется проблема отсутствия возможностей по обеспечению достаточного софинансирования. Инвестиционные проекты сибирских регионов, по его мнению, должны финансироваться федеральным центром по иным принципам.
В ходе заседания также были рассмотрены вопросы: «О муниципальной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и мерах по развитию туризма в муниципальных образованиях», «О приоритетных направлениях деятельности Экспертной группы по вопросам местного самоуправления и регионального развития при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СФО» и ряд других. Опытом работы делились представители Кемеровской и Иркутской областей, Алтайского и Красноярского краев, а также нашей республики.
Подводя итоги, член Экспертной группы по вопросам местного самоуправления и регионального развития Борис Афанасьев высоко оценил результаты деятельности руководства региона, пожелав и в дальнейшем привлекать представителей малого и среднего бизнеса на общее благое дело развития республики.
На следующий день члены Координационного совета и Экспертной группы посетили Чемальский и Майминский районы, ознакомились с местными достопримечательностями и деятельностью инвестиционных объектов - ЗЖБИ «Магис», ГЛК «Манжерок» и ОЭЗ «Алтайская Долина».
Марина Туркушева