Главная » Политика и экономика » Национальная политика сегодня - это способ сохранения самобытности и единства народов России

Национальная политика сегодня - это способ сохранения самобытности и единства народов России

  • 07 фев 2012, 00:00
  • комментарии: 0
  • просмотров: 1714

В последнее время в обществе широко обсуждается статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос».
Мнением о ней делится депутат РА Наталья ЕКЕЕВА.

- Хочу отметить: успех развития России уже не пытаются увязывать лишь с богатством ее природно-сырьевых ресурсов. Руководство нашей страны все более последовательно, настойчиво вовлекает в оборот не менее внушительный и постоянно пополняемый человеческий ресурс нации, проверенный историей потенциал межнационального сплочения народов страны. Убедительным подтверждением такого внимания к человеку, к его неисчерпаемым возможностям являются наши национальные проекты, приоритетное развитие образования и науки, здравоохранения и культуры, семьи, материнства и детства. К ним я отношу также и совершенствование межнациональных и связанных с ними межконфессиональных отношений в нашей стране. Невозможно рассчитывать на успех осуществления новых государственных общественных проектов, обходя вниманием межнациональные отношения и пренебрегая их деликатностью.

Нельзя сказать, что власть только сейчас поняла важность и необходимость эффективной политики в национальном вопросе. Еще в 90-е годы были учтены политические аспекты и разработаны правовые нормы его регулирования. Основные принципы национальных отношений были определены в Конституции РФ, Концепции государственной национальной политики РФ, в ряде федеральных законов: «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и других. Уже тогда разработка и принятие данных документов выявили различное понимание национальной политики на современном этапе. С одной стороны, очевидна линия на абсолютизацию республиканской суверенности и в ее рамках – на обеспечение преимущественных прав так называемых коренных (титульных) наций, с другой стороны - предлагается отказ от национального принципа в формировании государственного устройства России. Несомненно, данная проблема требует специального изучения. Однако хотелось бы подчеркнуть, что Алтай, Якутия, Тува или Бурятия создавались не кем-то по этнополитическому принципу, а возникли исторически как национально-государственные или национально-территориальные формирования. И просто так уйти от этого и перейти к подходу по территориальной принадлежности, как это делается в США, Германии, сегодня не удастся. Тем более идея национальной государственности обрела огромную политическую легитимность.

Истекшие после провозглашения независимости Российской Федерации годы показали, что федеральные правовые акты в области национальной политики во многом декларативны и практически не действуют. Включенные в Конституцию РФ принципы равенства национальностей не подкрепляются четко разработанным механизмом их реализации. Было ликвидировано Министерство по делам национальностей в составе Правительства РФ, а проблемы остались. Поэтому и произошел самопроизвольный выброс накопившихся за последние два десятилетия этнонациональных противоречий и социально-культурных деформаций в виде Кондопоги, Манежной площади, Сагры. Стало очевидно: что сегодня национальная проблема оказалась одной из самых серьезных в процессе становления Российской Федерации, что отмечалось на заседании Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия (11 февраля 2011 года, г. Уфа), обозначившего приоритетные задачи в этой сфере. Открывая заседание, Президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Причины и поводы к этой теме, рассмотрению этого вопроса, я думаю, всем вам хорошо понятны. Это просто знак того, что у нас здесь не все благополучно. Я хотел бы сразу предостеречь всех от избыточного драматизма по этому поводу. Мы не должны переоценивать угрозу, которая существует, но в то же время должны быть во всеоружии для того, чтобы межнациональный мир, межконфессиональное согласие в нашей стране были реальным достижением всей истории нашего государства».

Повторю снова, о чем не раз говорила: состояние народов и межнациональных отношений напрямую зависит от политики, экономики и духовной жизни общества в целом. Сегодня в кризисе находятся не национальная политика, а политико-экономическая база и культурно-нравственная идея ее формирования и реализации. Поэтому значение статьи В. Путина, на мой взгляд, состоит в том, что впервые здесь четко обозначены общеполитические и общекультурные ориентиры, вокруг которых можно было бы объединить народы России, определены основные направления национальной политики, отвечающей требованиям современности и соответствующей реалиям уникального по своим полиэтническим параметрам государства, каким является Россия: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России…».

Напомню очевидную истину: Российское государство исторически складывалось как государство многонациональное, многокультурное. Таковым по структуре, по духу оно оставалось всегда, независимо от характера господствовавших в России политических режимов. По свидетельству «Повести временных лет», славяно-русские племена - кривичи, вятичи, радимичи, древляне и другие - составили этнокультурный фундамент будущей русской, российской государственности. Они жили вместе и в тесном сотрудничестве с племенами «иных языци». «Собирание» России из племен, народов и культур продолжалось и в дальнейшем - вплоть до начала ХХ века. В 1756 году добровольно в состав Российского государства со своими землями вошел алтайский народ. Именно в составе России, вместе с русскими он обрел свое национально-культурное самоутверждение и государственное самоопределение. В 2012 году исполняется 90 лет со дня образования Горно-Алтайской (до 1948 года – Ойротской) автономной области. Горный Алтай впервые за всю российскую историю был выделен в отдельную административно-территориальную единицу – автономную область в составе РСФСР. Образование области способствовало складыванию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая, а также ускорению социально-экономических преобразований того времени.

Историческое значение Декрета ВЦИК от 1 июня 1922 года состоит в том, что он заложил прочную основу для преобразования Горно-Алтайской автономной области в 1991 году в Республику Алтай в составе Российской Федерации.
Конечно, при всем активном участии всех народов страны в деле политического объединения России определяющую, государствообразующую роль прежде всего играл русский народ. Этот факт никто под сомнение не ставит. И межнациональные отношения в нашей стране во многом определяются национальным самочувствием русского народа, являющегося исторической опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований.

Но это не дает повода говорить о второстепенности и даже отрицании всякой государствообразующей роли многих других исторически российских народов. Такие попытки неоднократно были в прошлом. Появились они и сейчас. Это не способствует сохранению целостности России. Настоящие патриоты России не делили себя по национальному признаку, а оценивали патриотизм гражданина преданностью, служением российскому обществу, Российскому государству.
Все народы России давно уже не только отдельные этносы, но и составные части исторически единого суперэтноса – многонационального российского народа, носителя общей психологии и культуры, быта, традиций и обычаев. Исторически по нашему сближению, сотворчеству и взаимопониманию пройден сложный путь. И тут уже недостаточен подход «мы и они», точнее будет «мы и мы». Не часть и целое, а целое и целое.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» - это не только первая строка нашей Конституции, но и основа в нашем государственном фундаменте, это суть наших призваний и перспектив. Поэтому государственная национальная политика – не лозунг, не формальность и тем более не способ решать за кого-то имеющиеся противоречия и конфликты, как думают иные. Это категория морально-политическая, затрагивающая и сохраняющая глубинные основы природы нашей государственности, обеспечивающая ее перспективы. Что важно понимать. Государственная национальная политика сегодня – это способ сохранения национальной самобытности народов и обеспечения многонационального единства России. Не может быть в России созидательной идеи, рассчитанной на один народ, на одну религию без учета самочувствия и благополучия всех и каждого. И завершить наш разговор хочется отрывком из стихотворения «Родине» нашего земляка С.С. Суразакова – ученого, писателя, общественного деятеля, поэтично выразившего силу и характер нашего государства:

Свет мой – ты…
И радость – ты, Россия,
Мать моя и грозная броня.
Без тебя я, Родина, бессилен,
Но и ты слабее без меня. 

Коментарии (0)