Писать о ветеранах становится все труднее. Отчасти потому, что с каждым годом их становится все меньше. Скоро очевидцев не останется совсем.
Тематика Отечественной войны хорошо раскрыта мастером пера, фронтовиком, призванным в ряды Советской армии в августе 1942 года и с кровопролитными боями дошедшим до Берлина, Федором Андреевичем Конюховым. Его статьи были опубликованы в «Звезде Алтая», а затем, спустя много лет, в книгах «Боль войны не лечит время» (2002 год), «Схватка» (2011 год). Автор умело рассказал не только о том, как он сражался, но и о жизни послевоенной. Эти материалы имеют неоценимое значение для военно-патриотического воспитания нашей молодежи, школьников.
Я же хочу рассказать о своей двоюродной сестре Зинаиде Николаевне Бояндиной (Синкиной). Ее мама, тетя Полина, и мой отец Павел были родными братом и сестрой. Вспоминаю далекое наше детство, и все ярче возникает ощущение, как будто мы снова маленькие.
Жили мы в то время в Улале на улице Пимокатной (или Кустарной – название менялось), у подножия холма, на котором стояла Нагорная церковь. Сейчас это улица Гордиенко. В семье Бояндиных росли четверо детей: Зина, Нина, Юра, Боря. Зина была старшей. Их изба находилась недалеко от нашего дома, соседи дружили между собой, часто собирались, а мы, детвора, играли вместе.
Однако вскоре родственники уехали. Прошло много лет, фактически вся трудовая жизнь, и семья Бояндиных снова вернулась в город.
Сейчас со слов Зины, из ее воспоминаний, кратко расскажу о том, как они жили в селах Грязнухинского района. Дядя Коля, имевший крупное телосложение, обладал неутомимой энергией. Он всю свою жизнь стремился «выйти в люди», жить в достатке.
Трудолюбие он воспитывал и в детях, с раннего возраста приучал их к работе. Наиболее характерной его чертой была предприимчивость. Он сменил много видов деятельности, но предпочтение отдал изготовлению валенок. Работа эта тяжелая, требующая большой затраты энергии и сноровки. У его избы образовывалась очередь из местных жителей, приносивших шерсть. Знатным пимокатом считался на селе дядя Коля. Но «выйти в люди» у него так и не получилось, несмотря на все стремление. Индивидуальные ремесленники облагались очень большими налогами, на оплату которых уходила большая часть заработанных денег.
Началась Великая Отечественная война. На защиту своей Родины поднялся весь советский народ от мала до велика. Медицинские комиссии были перегружены работой.
Зина комиссию прошла успешно и была отправлена в армию, где служила с 1943 года по август 1945-го в зенитной артиллерии.
О своей службе и войне Зина, как и все фронтовики, говорит немного. А вот о самых страшных, тяжелых боях, боевом крещении, запомнившемся на всю жизнь, рассказала так:
- Помню, мы прибыли на остров Мудьюг, где наша ракетно-артиллерийская часть охраняла Архангельский порт. Бой зенитчиков с самолетами противника начался внезапно и был очень непродолжительным. Но так стало страшно, когда показались немецкие самолеты и начали обстрел наших орудий, – казалось, дрожит и качается земля. Небо сплошь покрылось белыми облаками. Пороховой дым ограничивал видимость, осколки сыпались как град. А комбат, бесстрашный опытный командир, участвовавший во многих боях, как дирижер, управлял всеми батареями. Вот тут я и поняла, что такое война.
Зина служила в составе Северо-Западного фронта, я – на 3-м Украинском. Дважды получал от нее письма. Одно из них запомнилось мне на всю жизнь.
В то время я был дежурным по подразделению. Неважное настроение было, словно предчувствовал неладное. И действительно, подали мне письмо от Зины, в котором она сообщила печальную весть о гибели моего родного брата Васи от снайперской пули. Ему в то время было неполных девятнадцать. Помутилось у меня в голове, закапали слезы. Сослуживцы, узнав, в чем дело, разделили мою печаль… Шла война, а на войне убивали. Мой брат погиб в 1944 году. После войны я приезжал на место его гибели к поселку Дольск в Волыно-Подольской области вместе со старшей дочерью Таней. Потом ездил еще раз, уже с внуком Андреем, на перезахоронение.
Закончилась Великая Отечественная война. С победой возвратились ее участники. Необходимо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Многие фронтовики, не имевшие гражданской специальности, пользуясь предоставленным им правом бесплатного поступления в вузы и техникумы, стали учиться.
На Зину, энергичную красивую девушку, стали обращать внимание молодые люди, но все получали «отбой». Лишь одному она не смогла отказать – вышла замуж. Вскоре родилась у молодой пары дочь, которую назвали Валей.
Валя получила хорошую специальность. Многие годы, до самого выхода на пенсию, работала мастером, затем главным инженером. Трудолюбивая, скромная, за трудовую деятельность получила много поощрений. Сейчас она живет вместе с мамой, ухаживает за ней.
Со своим вторым мужем Николаем Синкиным Зина вырастила и воспитала еще двух дочерей – Таню и Веру, которые окончили пединститут, работали учителями. У всех дочерей Зины есть дети, моя сестра –богатая бабушка.
Вспоминая прошлое, Зина с теплотой и любовью рассказывает о своей сестре Нине, которая честно и добросовестно проработала товароведом на Ткацкой фабрике вплоть до выхода на пенсию. Она вырастила и воспитала прекрасного сына Колю, но, к сожалению, рано ушла из жизни.
Заканчивая рассказ о Зине, должен сказать, что за долгие годы у нее сложилось особое мировоззрение, свое отношение к руководителям нашего государства. Так, она с уважением относилась к Хрущеву в период его правления, уважала сделанные им для страны полезные дела, в частности поднятие целины.
А о себе говорит по-прежнему скромно:
- Всю жизнь проработала бухгалтером-экономистом на автобазе облпотребсоюза. Горжусь прожитой жизнью. Совсем не задумываюсь, кто и что обо мне скажет. Твердо убеждена и знаю, что я честно прожила свои 90 лет.
И. ШЛАПАКОВ, Майма.