По статистике, из всех обращений к Уполномоченному по правам человека в Республике Алтай за год примерно 15 процентов – от находящихся под стражей или их родственников. Этот факт опосредованно свидетельствует о наличии системных недостатков в правоохранительной, судебной, силовой сферах. Чаще всего жалуются на несправедливые приговоры, судебную и следственную волокиту, применение психического и физического воздействия, условия содержания.
В этом году в обращениях появилась новая тема - перевод впервые осужденных строгого режима из республиканской ИК-1 в исправительные учреждения за пределы республики – в основном в Красноярский край и Республику Тыва. Большинство осужденных и их родных недовольны таким решением, и это понятно: на свидания в другой регион не наездишься, передачи тоже сложнее организовывать.
Руководство УФСИН России по Республике Алтай на запрос омбудсмена пояснило, что данные действия совершаются в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года и ничего противозаконного в них нет.
Однако массовость жалоб не могла остаться незамеченной, и Уполномоченный по правам человека Семен Шефер принял решение обратиться к директору Федеральной службы исполнения наказаний с предложением об организации раздельного пребывания в условиях строгого режима (в ИК-1) впервые осужденных и ранее судимых.
В Москве этот вопрос был рассмотрен довольно оперативно, направлен подробный ответ. Действительно, раздельное содержание осужденных преследует благие цели. Таким образом впервые оступившиеся ограждаются от негативного воздействия и передачи криминального опыта осужденных со стойкой антисоциальной установкой. Надо сказать, в колониях строгого режима содержатся совершившие тяжкие преступления, а также так называемые рецидивисты – то есть те, кому уже давался шанс на исправление, но кто нарушил закон в очередной раз. Последние, конечно, многим преступным «премудростям» могут научить «первоходов», сведя на нет все усилия по их перевоспитанию и ресоциализации. Кроме того, не последнюю роль в разведении этих двух категорий осужденных играют соображения обеспечения безопасности, плюс ко всему каждая из групп требует своих методов управления.
К сожалению, дирекция ФСИН России сочла нецелесообразным создание в ИК-1 условий для раздельного содержания разных категорий осужденных, так как это потребует строительства дополнительных автономных зданий (карантин, столовая, коммунально-бытовые и производственные объекты и т.д.). В то же время проблему отбывания наказания «в чужой стороне», озвученную республиканским омбудсменом, руководство Федеральной службы понимает и обнадеживает: в ближайшем времени планируются реформирование структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов исправительных учреждений, которые позволят оптимизировать их расположение на территории страны и создадут условия для размещения осужденных в местах их проживания.
Аппарат Уполномоченного по правам человека
в Республике Алтай.