Главная » Воспитание и образование » Роль семьи в современном мире

Роль семьи в современном мире

Роль семьи в современном мире
  • 04 мар 2013, 11:35
  • комментарии: 0
  • просмотров: 1897

В этой статье я хотела бы рассказать о роли семьи в воспитании современных детей. Давайте поразмышляем: что собой представляют современные дети, каковы психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений?

Современных детей называют по-разному: дети нового тысячелетия или юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; дети света, мировоззрение которых отличается от привычного. Во Франции их называют «тефлоновые дети», так как к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения, в Америке – «дети индиго».

Все дети рождаются невинными и добрыми, но каждый ребенок – особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В. Кузьмина считает: здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе семейного воспитания и обучения не только реализуются, а подчас блокируются или самоблокируются – под влиянием страха.

Педагоги и психологи замечают: современные дети проявляют повышенную двигательную активность, у них часто снижено внимание, зачастую они не хотят выполнять требований взрослых, проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин. Это и негативные перемены в обществе (реклама, сцены насилия на TV). Влияет и то, что родители в силу занятости уделяют детям недостаточно внимания, а затем, из чувства вины, «откупаются» вседозволенностью. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

В любом случае детские проблемы начинаются дома и могут быть там же решены. Родители должны понимать: только от них зависит, какими вырастут их дети. Семья традиционно является главным институтом воспитания: то, что ребенок приобретет в ней в детские годы, он сохранит в течение всей последующей жизни. Но она может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания.

Выделяют четыре тактики семейного воспитания. Это диктат, когда одни, чаще взрослые, проявляют инициативу, подавляя при этом желания других, как правило – детей. При опеке родители всячески пытаются оградить ребёнка от любых трудностей и проблем, пытаясь удовлетворить все его потребности. Сотрудничество как тип семейных взаимоотношений предполагает совместную деятельность и времяпрепровождение. При тактике невмешательства родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Есть еще три стиля семейного воспитания: демократический – стиль согласия; авторитарный, основанный на подавлении; попустительский – когда ребёнок предоставлен сам себе.

Проанализировав ваше отношение к своим детям, вы, возможно, захотите что-то изменить. Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать, чтобы добиться взаимопонимания.

1. Если вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то скорее всего получите обратный эффект: он не будет выполнять приказ, возможно, даже станет проявлять агрессию.

2. Детям нужны наши любовь и понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом: они отражают любовь, но не начинают любить первыми (по крайней мере, до десяти лет), и если их одаривать любовью, они ее возвращают, а когда им ничего не дается, то нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Главный метод сегодня – сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать (в четыре года это четыре минуты, в 15 лет – четверть часа и так далее). Лишь после этого ребёнок будет психологически готов к беседе с вами.

К числу внутрисемейных психологических факторов, имеющих воспитательное значение, относятся умение всегда находить время для детей, для разговора с ними, проявлять интерес к проблемам ребенка и оказывать помощь в развитии его умений и талантов, уважать права на собственное мнение и относиться к нему, как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

Закончить материал хочется словами великого педагога Антона Макаренко: «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Наталья ПАНТЕЛЕЕВА, педагог-психолог средней школы №1 Горно-Алтайска.

Коментарии (0)