Качество преподавания русского языка и литературы в школах Республики Алтай обсуждалось на прошедшем в Госсобрании - Эл Курултай РА совещании. В нем приняли участие спикер парламента РА И.И. Белеков, заместитель министра образования, науки и молодежной политики РА Г.Н. Салбашева, ректор Института повышения квалификации работников образования РА В.В. Модорова, директор Национальной библиотеки РА им. М.В. Чевалкова С.К. Штанакова, руководитель районного методобъединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы Майминской средней школы №2 Е.В. Ефимова и многие другие.
Открывая совещание, И.И. Белеков подчеркнул значимость данной встречи, поскольку в настоящее время уровень обучения, в частности, качество преподавания основных предметов в школах, значительно понизился. Данная проблема не должна оставаться без внимания.
По информации Министерства образования, науки и молодежной политики РА, русский язык и литература изучаются во всех школах республики, а также в 217 дошкольных образовательных учреждениях. Более 60 детских садов ведут образовательную деятельность на двух языках, что способствует сохранению национальной и духовной культуры. В школах работают 467 учителей русского языка и литературы, из них 65 – с высшей квалификационной категорией. В 2010 году создана Ассоциация учителей русского языка и литературы РА. На заседаниях обсуждаются актуальные проблемы преподавания предмета, представляются лучшие уроки и рабочие программы. Так как русский язык - обязательный предмет при сдаче ЕГЭ, ему уделяется особое внимание.
Анализ результатов Единого госэкзамена по русскому языку показывает: лучшие знания – у выпускников школ Майминского района (62,15 балла), Турочакского района (58,49), Горно-Алтайска (57,11). Наиболее низкие результаты в Улаганском районе – (48,15), в частности, в Балыктуюльской школе зафиксирован самый низкий показатель - 39,36 балла.
Для сравнения: средний балл по предмету в РФ в 2012 году составил 61,1, в Республике Алтай – 56,18. В целом же в нашем регионе результаты ЕГЭ удовлетворительные. Однако, как отметила Г.Н. Салбашева, необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность оценивать высказывания, объяснять языковые истоки образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать собственную речь.
С.К. Штанакова видит проблему безграмотности среди школьников в нежелании читать. Структура читательского контингента на сегодняшний день выглядит несколько иначе, чем десятки лет назад: в настоящее время школьники составляют лишь 10% всех посетителей библиотеки. Если раньше рефераты и доклады к урокам готовились в библиотеке, где приходилось перечитывать по нескольку источников, самостоятельно добывать нужную информацию, то сегодня учащиеся в большинстве своем прибегают к помощи Интернета. Сотрудниками библиотеки проводится систематическая работа по привлечению читателей (презентации книг, музыкальные и литературные вечера, выставки и прочее). Также беспокойство вызывает и слабое обеспечение литературой библиотек, в том числе школьных, а подписка на периодические издания, которые являются важным источником удовлетворения читательских запросов, крайне ограниченна из-за нехватки средств.
На совещании поделиться наболевшими проблемами смогли и представители муниципальных образований. Начальник управления образованием Шебалинского района А.Н. Биятова считает необходимым увеличить часы преподавания русского языка в 10 – 11-х классах, пересмотреть содержание программы русского языка относительно исключения таких тем, как средства языковой выразительности (оксюморон, синекдоха и прочее), оснастить школьные библиотеки необходимой литературой. Учитель русского языка и литературы Саратанской школы Улаганского района А.П. Баграшева озвучила проблемы, стоящие перед учителями русского языка и литературы из отдаленных сел района. В частности, речь идет о базисном плане для школ Республики Алтай с нерусским языком, где на преподавание русского языка отводится в начальных и средних классах три часа в неделю, а в старших – всего один (инвариативная часть). Часов школьного компонента в некоторых классах нет. Возникает вопрос: как при малом количестве часов выдать большой объем программы? Да и качество преподавания и полученных знаний в сельских школах нельзя сравнивать с таковым в лицеях, гимназиях и городских школах, где ведутся профильные курсы.
Итогом совещания стало принятие рекомендаций по увеличению количества часов преподавания русского языка и литературы, улучшению кадровой политики в рамках подготовки высококвалифицированных учителей, включению в программы по литературе произведений лучших советских классиков о Великой Отечественной войне, совершенствованию систем профильных спецкурсов в школах и других.