Автомобильный рынок России: июльское перепутье
Ситуация на автомобильном рынке в нашей стране складывается взрывоопасная. Сейчас Госдума ускоренно принимает новые поправки в закон, которые обяжут отечественных автопроизводителей наравне с импортёрами выплачивать государству утилизационный сбор с каждого проданного автомобиля. впервые россияне об этом сборе услышали только в прошлом году. Этой мерой, КАМАЗ, ВАЗ и ГАЗ попытались ограничить конкуренцию с европейскими производителями, пошлины на автомобили которых автоматически снижались по условиям присоединения к ВТО.
Очевидно, что русские народные мудрости лоббисты утилизационного сбора знают не очень твёрдо, иначе бы они не рыли яму другому... Впрочем, теоретически можно предположить, что для самих заводов утилизационный сбор на импортные грузовики и легковушки действительно дал небольшое преимущество. Так, например, на фоне общего спада спроса КАМАЗу удалось увеличить свою долю в процентах от рынка и выпустить больше двигателей и запчастей для грузовиков и автобусов, чем в прошлом году.
Кто же по-настоящему пострадал от ввода утилизационного сбора - это рядовые потребилети и транспортные предприятия. Сказать, что этот сбор являлся чем-то жизненно необходимым нельзя, вряд ли деньги, собираемые правительством с уплаты этого сбора будут действительно прозрачно расходоваться именно на экологичную утилизацию автомобилей. В общем-то, лоббистский характер данного сбора ни для кого и не был секретом.
И вот, с июля планируется ввести этот же сбор и для российских автомобилей. Заметим, что Евросоюз требовал уравнять условия для импортных и внутренних игроков. И для урегулирования спора был ещё и второй путь. А именно - отмена этого искусственно введённого сбора. Однако закончилось всё тем, что российские потребители будут оплачивать дополнительные сборы при покупки любого автомобиля, вне зависимости от страны производства. Впрочем, к подобным “трюкам” российские потребители уже давно привыкли.
А вот крупные автозаводы привыкли за последние двадцать лет к постоянному и мощному протекционизму - начиная от заградительных пошлин на иномарки, заканчивая бесплатными кредитами в кризисные годы. И вот внезапно, протекционизм заканчивается и крупным производителям правительство предлагает выживать своими силами. Впрочем одна возможность поддержать отечественных производителей, не выходя за рамки правового поля, у властей ещё осталась. И эта возможность - госзаказ. Поэтому не исключено, что в ближайшее время мы увидим много новых контрактов на поставку отечественных автомобилей в различные службы и ведомства.