Главная » Блоги » Общество » Зачем нужна регистрация товарного знака

Зачем нужна регистрация товарного знака

Товарный знак – регистрировать или нет?

Что такое товарный знак

Товарные знаки или торговые марки используют практически все российские производители товаров и услуг. При этом далеко не все товарные знаки, которые используются для маркировки продукции или рода деятельности компаний, в нашей стране проходят процедуру государственной регистрации. Многие предприниматели считают, что если регистрация товарного знака не является обязательной, то в ней нет необходимости. Однако это довольно поверхностное мнение, так как зарегистрированный знак может принести компании существенную выгоду.

Задумайтесь, сколько всевозможных торговых марок попадает в поле зрения каждого человека ежедневно. Если попытаться подсчитать их, то число очень скоро превысит сотню и даже тысячу наименований, особенно в крупных городах. Торговые марки присутствуют везде: начиная от вывесок на городских улицах и рекламных роликов по телевизору, и заканчивая бытовой техникой и повседневной одеждой. Рост количества регистрируемых товарных знаков говорит об успешном развитии рыночной экономики. А значит, сертификат о регистрации все-таки дает своему владельцу определенные преимущества.

Совсем недавно в России регистрация товарных знаков была преимуществом таких гигантов как «Красный Октябрь» или «А-Коркунов». Сегодня любая, даже самая маленькая фирма, может внести свой знак в соответствующий реестр. Но почему-то пользоваться этим правом владельцы бизнеса не спешат. Официальная регистрация собственного бренда или логотипа считается не более чем прихотью, дополнением к действующей и успешной фирме. А само свидетельство о регистрации воспринимается как лишняя макулатура, ради которой еще нужно побегать по инстанциям.

 

Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака?

Для идентификации услуг или продукции каждой конкретной фирмы используют разные определения: бренд, торговая марка, логотип. По значению эти понятия синонимичны товарному знаку. Однако с юридической точки зрения именно товарный знак относится к интеллектуальной собственности и потому находится под защитой российского законодательства.

По закону регистрация торговых марок возможна для следующих пяти разновидностей:

  • Словесные товарные знаки – к ним относятся названия и слоганы;
  • Изобразительные товарные знаки – условное или конкретное изображение, используемое для идентификации;
  • Комбинированные товарные знаки – как правило, это сочетание изображения и словесной составляющей, которые нельзя разделить. К таким товарным знакам относится логотип;
  • Объемные (3D) товарные знаки – изображение товара или его упаковка;
  • Обонятельные – в качестве товарного знака регистрируется какой-либо запах. В нашей стране такие товарные знаки редкость.

 

Регистрация товарных знаков: особые требования

Решившееся зарегистрировать свой знак предприятие может столкнуться с определенными трудностями, если он не соответствует установленным критериям. Какие требования предъявляются к заявленному на регистрацию товарному знаку, описано в Гражданском Кодексе РФ, статья 1483. Так, торговая марка не должен вводить потребителя в заблуждение и создавать у него ложное представление о товаре или компании. Она должна обладать различительной особенностью, которая гарантирует, что торговая марка не нарушает права третьих лиц.

Торговая марка служит для того, чтобы идентифицировать товар или услугу правообладателя. Он является отличительным признаком, позволяющим выделить его среди подобных продуктов и услуг конкурентов. Товарный знак позволяет сделать продукцию компании более узнаваемой и укрепить позиции в своем сегменте рынка.

Так ли сильно нужна государственная регистрация? Ведь любой владелец крупного бизнеса или частный предприниматель имеет право не регистрировать свой бренд, логотип или торговую марку и при этом свободно использовать его. И пользоваться всеми преимуществами, которые дает собственный товарный знак, без получения сертификата, расходов на уплату госпошлин и хождений по патентным бюро.

Дело в том, что незарегистрированная торговая марка крайне уязвима. Так как она не защищена законом, ее свободно могут использовать в своих целях конкуренты. Более того, если кто-то решит присвоить незарегистрированный знак и зарегистрирует его на себя, то все права в соответствии с Гражданским Кодексом перейдут к тому, на кого знак зарегистрирован. Закон окажется на стороне нечестных конкурентов, и с этим ничего нельзя будет сделать. Безусловно, такая ситуация может грозить бывшему неофициальному владельцу товарного знака не только большими убытками, но и потерей доброго имени и репутации. Помните, что своевременная регистрация товарных знаков защищает их владельцев от подобных и даже худших неприятностей.

 

22.07.2013 Анна Аткунова