Как все знают, аккумуляторы – это устройства, использующиеся в качестве резервных источников электропитания в случае пропадания центрального электроснабжения. Их задача – обеспечение током промышленных приборов на время, достаточное для запуска автономного источника питания или завершения технологического процесса. Чаще всего на производствах и других крупных объектах используются стационарные варианты – крупные агрегаты, которые устанавливаются на одно место и работают на нем весь свой срок. Этим они отличаются от тяговых аккумуляторов, о которых мы расскажем чуть ниже.
Стационарные устройства изготавливаются несколькими способами, от которых зависят особенности их работы. Самыми популярными сейчас являются свинцово-кислотные необслуживаемые приборы, работающие на основе разработанной в 1970-е годы технологии AGM, малообслуживаемые устройства с жидким электролитом, а также необслуживаемые гелевые аккумуляторы dryfit, производимые немецкой компанией Sonnenschein.
О вариантах с жидким электролитом, пожалуй, базовые знания есть у всех, а вот о гелевых аккумуляторах от Sonnenschein стоит рассказать поподробней. Это специальные устройства, герметизация которых происходит за счет связывания проводящего вещества и его загущивания вплоть до желеобразного состояния. Одновременно электролит впитывается в специальную пористую непроводящую среду, которая отвечает за сепарацию пластин. Это позволяет добиться абсолютной изоляции аккумуляторов, убирает необходимость доливания в них воды, а также обеспечивает высокую теплоемкость и значительный циклический ресурс (как правило, больший, чем у аналогичных по стоимости жидких аккумуляторов и приборов, изготовленных по технологии AGM).
В то время, как стационарные устройства используются в основном на крупных объектах – железных дорогах, нефтегазовых платформах, электростанциях, а также в госпиталях и телекоммуникационных вышках – тяговые аккумуляторы применяются в основном на различных транспортных средствах. Это и является их главным преимуществом – пусть и КПД, и возможности по сохранению заряда у тяговых аккумуляторов несколько ниже, чем у их стационарных собратьев.
Поскольку тяговые аккумуляторы также в значительных количествах производятся немецкой Sonnenschein, приборов, изготовленных по технологии dryfit, тут также встречается очень немало. Но помимо гелевых аккумуляторов в переносных устройствах также можно найти литиевые батареи, классические варианты с жидким электролитом, а также новомодные батареи Tensor, чуть более продвинутые в техническом плане, но зато и более дорогие.
На этом многообразие тяговых аккумуляторов не заканчивается. В электрокарах, например, всё чаще размещаются не свинцово-кислотные, а никель-металл-гидридные батареи, представляющие собой замену традиционного гальванического элемента. Используются и литий-полимерные варианты, обладающие крайне высокой ЭДС. Ну а про обычные литиевые аккумуляторы знают все, пусть их и не производят такие гиганты, как Sonennschein и Tensor. Простейшие литиевые батареи можно найти в каждом доме, если просто вынять зарядные элементы от пульта или фотоаппарата.