Добрый день, уважаемая редакция!
Обратиться в газету нас заставило состояние (а местами и вовсе отсутствие) местных дорог. Мы занимаемся активным туризмом, в течение сезона постоянно отправляем транспорт в отдаленные районы республики, сталкиваясь при этом с массой проблем: свои машины приходится ремонтировать после каждой поездки, а наемные водители часто отказываются от маршрутов после первого раза.
Спору нет, у нас хорошая федеральная трасса М-52 – Чуйский тракт (хотя и на ней встречаются места, где запросто можно пробить днище автомобиля, например, в окрестностях села Ело в ту и другую сторону). А стоит чуть свернуть с него, особенно на так называемые гравийки, и экстрим зачастую начинается гораздо раньше, чем предполагалось условиями тура. В первую очередь это касается направления на Усть-Коксу (через Кокую до Усть-Кана, от Усть-Кана до Кырлыка, в районе Камзы и во многих других местах) и далее на Тюнгур, дороги на Джазатор, а также района Телецкого озера со стороны Улаганского района, в частности, перевала Кату-Ярык. В 2011 году этот серпантинный спуск ремонтировали, и какое-то время дорога была вполне приемлемой. Сегодня после первого же путешествия туда на легковой машине необходимо менять подвеску. С автобусами проблем не меньше.
Без собственного транспорта гостям республики приходится очень непросто. Добравшись с комфортом из Москвы за четыре часа, человек вынужден еще половину суток трястись по бездорожью. К примеру, чтобы преодолеть путь до Тюнгура, требуется десять - двенадцать часов, на некоторых участках приходится ехать со скоростью десять – пятнадцать километров в час.
Мы не просим проложить асфальт в каждый отдаленный уголок, но там, где имеются гравийные дороги, нужно хотя бы два раза в месяц приводить их в порядок грейдером. Иначе они портят все впечатление и от красот республики, и от всех начинаний в плане развития туризма.
С уважением Константин Гребенников («Точка экстрима»), Алексей Михайленко («Алтай-Тур»), Татьяна Зяблицкая («Чемал-Тур»), Александр Свиридов («Алтай-Рафтинг-Центр») и руководители других предприятий, занимающихся активным туризмом.
Официальный комментарий:
На ваше обращение по поручению Правительства Республики Алтай от 12.07.2012 г. №кол-724 Министерство регионального развития Республики Алтай предоставляет следующую информацию.
Роль заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай выполняет БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор». Одной из основных функций учреждения является контроль за состоянием дорог и мостов. На сегодняшний день дорожная отрасль республики испытывает те же проблемы, что и во всех российских регионах: из-за недостаточного финансирования ежегодно накапливается недоремонт.
Например, в 2010 году размер фактически выделенных средств на содержание дорог составлял лишь 6% от нормативной потребности, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 мая 2008 года №121. В 2011-м эта цифра возросла до 8%, а в 2012 году составила уже 10% от нормативной потребности.
При этом уровень недоремонта дорог начал снижаться впервые за последние 10 лет. Если на начало 2008 года он достиг своего пика в 98%, то к 2012-му составил 81%. Приоритеты в распределении выделенных денежных средств направлены в первую очередь на обеспечение прерванного транспортного сообщения, во-вторых - на повышение уровня безопасности дорожного движения, в-третьих - на повышение комфортности.
Благодаря поддержке Правительства Республики Алтай мы не стоим на месте, постоянно модернизируем свои подходы к решению стоящих перед дорожниками республики задач. Строятся новые участки дорог, мостовые переходы, ремонтируются существующие дороги и мосты. В 2012 году по программе ремонта будет выполнено 51 км дорог и 21 мост. На сегодняшний день уже проведено 70% работ, а все региональные дороги отвечают требованиям допустимого уровня содержания.
Министр регионального развития
Республики Алтай Ю.В. СОРОКИН.