Все взрослые хотят, чтобы их дети жили гораздо лучше, чем они сами, чтобы дети были лучше подготовлены к самостоятельной жизни, чтобы умели за себя постоять, поддержать других, чтобы девочки были женственными, а мальчики - мужественными. Педагоги наряду с родителями ищут новые пути для того, чтобы чаяния взрослых на счастливое будущее их детей осуществились.
Три года назад в школе №9 Горно-Алтайска открылся гендерный класс. На сегодняшний день там насчитывается уже четыре класса (1Г, 2Г, 6Г, 7Г), где обучение проходит по типу Мариинской гимназии. В них занимаются только девочки – юные леди.
Отношение к гендерному подходу в обучении и воспитании всегда было неоднозначным. Специалисты разных областей – врачи, нейропсихологи, педагоги, генетики - высказывают свою точку зрения: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры и пристрастия. Другие оппонируют: идея раздельного обучения не нова - по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения.
Мысль создать гендерный класс, то есть с раздельным обучением мальчиков и девочек, возникла у директора школы Татьяны Николаевны Шевченко давно. Мариинские классы – это давняя мечта, которая нашла свое воплощение в Горно-Алтайске в 2010 году. Была проделана огромная работа, изучен опыт других школ. В обсуждении реализации задуманного активное участие принимали как педагоги, так и родители. Обсудив все за и против, директор издала приказ, согласно которому появился 5Г - так называемый гендерный класс. В него набрали только девочек. Классной дамой, то есть классным руководителем, стала педагог
Екатерина Якушевская.
Татьяна Николаевна говорит:
- Есть положительный опыт не только отдельных школ по России, но и очень престижных учебных заведений в Англии, Швейцарии, США. За границей эти школы самые дорогие – частные платные учебные заведения, где обучают только девочек. Мне посчастливилось побывать в гендерных школах Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Рубцовска. Изучив опыт коллег, решились на нововведение. Мы не стали делать масштабный обвал и комплектовать все классы по гендерному принципу: постепенно набрали сначала один класс, затем второй и следующие.
Помимо общеобразовательных дисциплин, которые прописаны в каждой школе в соответствии с базисным планом, девочки получают дополнительное образование, в том числе духовно-нравственное воспитание, учатся хореографии, знакомятся с мировой художественной культурой, углубленно изучают иностранный язык, занимаются декоративно-прикладным творчеством. С особым удовольствием приходят они на урок технологии (ведение домашнего хозяйства). Девочки умеют готовить, при отсутствии средств могут сами себя одеть, сшить себе одежду. Помогает в этом и система дополнительного образования, позволяющая раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Воспитанницы учатся вышивать, петь, играть на различных музыкальных инструментах. Они все прекрасно танцуют, занимаются вокалом.
Образование здесь ориентировано на становление благовоспитанной образованной деловой женщины, духовно-нравственной, добросердечной, любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага.
Ошибается тот, кто считает: в таких классах воспитывают домохозяек. Изначально закладываются основы женственности, этикета, изучаются иностранный язык, экономика, право. Выпускницы гендерного класса смогут не только содержать дом, воспитывать детей, быть умелыми хозяйками, но и стать настоящими бизнес-леди, грамотными в любых экономических и правовых вопросах. В пятом-шестом классе они знакомятся с историей женского гимназического образования. При обучении девочек учитывается специфика подхода к ним, как к будущим женщинам. Девочки в раздельных классах ведут себя более женственно, они всегда ухоженные, подтянутые. Да и у мальчишек другое к ним отношение - не толкают их, не грубят.
Школа не может быть полностью раздельной, так как у детей не будет общения между собой и многие вопросы могут выпадать в плане взаимодействия. Если на занятиях реализуется гендерный подход, то по их окончании мальчики и девочки учатся общаться между собой, дружить, посещают творческие кружки, объединения, спортивные секции. В школе №9 организован Клуб джентльменов, которых юные леди приглашают на различные литературно-музыкальные гостиные, праздничные мероприятия. Традиционно в Татьянин день, 25 января, когда девочек посвящают в гимназистки, на праздник приглашаются кадеты из городской школы №4.
Результаты от раздельного обучения уже есть. Дети стали более дисциплинированными и внимательными, а их успехи в учёбе намного выше, чем у сверстников, обучающихся в смешанных классах. К тому же всё чаще сами родители просят взять их ребёнка именно в такой класс.
Елена СЕРГЕЕВА.