Главная » Культура, искусство » Презентация библиотеки-музея русского быта в селе Советское

Презентация библиотеки-музея русского быта в селе Советское

Презентация библиотеки-музея русского быта в селе Советское
  • 04 фев 2013, 09:56
  • комментарии: 0
  • просмотров: 2278

Закончился 2012 год. Перевернута еще одна страница жизни. Сейчас, вспоминая месяцы, недели, дни прожитого года, могу сказать: он был наполнен трудом, заботами, встречами с новыми людьми. Я очень мало тратила сил и времени на свою семью, все было отдано работе, где проводила выходные и праздники. Никогда еще не ощущала такого подъема душевных сил. Видимо, вручая мне предметы старины из своих запасов, люди передавали мне заряд доброты, сердечности и положительных эмоций.

Но обо всем по порядку. 14 октября в селе Советском Чойского района состоялась презентация библиотеки-музея русского бы-та.

Основной целью создания этого музея является сохранение предметов старины, быта и обихода, сохранение традиций русских переселенцев из разных уголков России («Расеи», как говорила моя бабушка), которые стали на земле Алтая не пришлым наро-дом.

Зарождаться идея о музее начала в 2000 году, тогда жительница села Васса Лаврентьевна Нохрина, возможно, предугадав мое назначение, подарила мне весы - кантарь 1880 года выпуска. Тогда я еще не работала в библиотеке, но собирать старые предметы начала, вещи как-то сами находили меня.

Такими являются все предметы в нашем музее, переданы они жителями абсолютно бесплатно и по их желанию, а значит, несут в себе заряд доброты и сердечности. Музею посвящены строки моего стихотворения:

Историю хранили в сундуках,
От любопытных глаз закрытых,
На стальных замках.
Но стала вдруг история стара,
И прочь ее погнали со двора.
История заткнута под застреху,
В пыль паутины, чтобы не было греха.
История забыта на задворках,
Валяется ненужной на помойках.
Иконы, крынки, рамки, полушалки,
Ухваты, ступы, балалайки,
Простые русские предметы и слова…
Прикрыть лишь стоит от реальности глаза.
Молящихся дедов седые образа,
Колени преклонив пред крашеной доской,
С российской неподдельною тоской
За нас пред Богом держат слово и ответ.
Прошли столетия, года….
По-прежнему история стара.
А мы хотим поднять ее на пьедестал,
Чтоб посмотреть: кто был, как жил, кем стал?
И мы должны припомнить лен и полотенца,
Голбец и самовар, полати, сенцы, Запах трав,
которые спасали нас всегда От хвори,
от напасти и от зла, Которые спасут нас и теперь
От вековой забывчивости бытия и памяти потерь.
Тут вроде бы истории конец.
А что же делать с глухотой сердец?

Огромное спасибо всем, кто отдал музею предметы старины. Просто не состоялся бы музей без идей и постоянной под-держки Зои Викторовны Ждановой, свадебных нарядов бабушек, подаренных Ириной Федоровной Циценковой, без жерновов и предметов для заготовки сена, которые сохранил Василий Лаврентьевич Нохрин. Сердечная благодарность жительнице села Туньжа Агафье Тихоновне Тырышкановой за ткацкий станок, который она помогла установить и наладить, Михаилу Василье-вичу Нохрину - за бескорыстную поддержку, перевозку предметов и за подаренные вещи. А также хочется поблагодарить Раи-су Андреевну Белоусову, Валентину Ивановну Горшкову, Людмилу Владимировну Коржову, Михаила Васильевича Агаркова, Галину Марковну Паршину, Людмилу Ивановну Юракову, Татьяну Николаевну Иванову, Анастасию Трофимовну Ларионову, Любовь Дмитриевну Рехтину, Нину Ивановну Носкову, Иосифа Ильича Бушуева, Зою Алексеевну Рыбину, Николая Владими-ровича Бочкарева, Ирину Александровну Куксину, Людмилу Ивановну Логачеву, Фаину Иосифовну Долгову, Зинаиду Гри-горьевну Меньшикову, Ольгу Юрьевну Хворову, Любовь Дмитриевну Рехтину, Надежду Ивановну Каребо, Зою Федоровну Чурбанову.

Огромная признательность сотрудникам МУП БИЦ Н.П. Марковой, Н.В. Штановой и всем, кто помог мне в организации и проведении презентации библиотеки-музея.

Экспозиция нашего музея начинается со стендов, где представлена краткая история появления в районе русских поселен-цев. Годы образования существующих сел, по данным из книги «Чойская летопись»: села Советское, или Поросята, – 1875, Чоя, или Нижнее Пьянково, – 1876, Киска – 1806 (это село старейшее в районе), Гусевка – 1881, Ишинское, или Итук, – 1911.

Добираться сюда из центральных районов России им приходилось на санях в течение полутора - двух лет. Сибирская же-лезнодорожная магистраль была пущена только в 1915 году. Сколько выпало испытаний в дороге, не счесть, возможно, это и смерть малолетних детей или их рождение. Первым делом строили жилье. Дома делали маленькими, с низкими потолками - для сохранения тепла, но с большим количеством окон по южной стороне дома для лучшего освещения. Вход всегда устраива-ли с западной или северной стороны, огромная русская печь, сбитая из глины, перегораживала жилище на две половины - гор-ницу и куть, или кухню.

В любой избе имелась русская печь. Дом условно делился на три части. В сенях и кладовой устраивали склад для хранения запасов продовольствия, инвентаря. Отправляясь в долгое путешествие к новым местам, переселенцы везли с собой какой-то скарб, но в основном они изготавливали его сами по приезде. В музее вы можете увидеть деревянные вилы и грабли. Ими до сих пор продолжают пользоваться при заготовке сена. Для того чтобы прокормить семью, приходилось приобретать навыки рыбо-ловства и охоты. Делали так называемые мордушки, саки для ловли рыбы в период снеготаяния, когда она прибивается к берегу большой водой. Они выполнялись из подручных материалов: таловых прутьев, сетку вязали из волокон льна или конопли. Ко-нечно же, самым необходимым предметом была зернотерка, у нас она представлена в виде каменных кругов. В этой местности таких не делали из-за отсутствия камня (здесь больше известняка, а он пористый и стирается сам). Жернова привезены из села Тулой, куда специально ездили на конях, затрачивая на это путешествие до трех дней. Вначале зернотеркой пользовались толь-ко несколько семей, потому что это было дорогое удовольствие. Зато в каждой семье были большая ступа и пест, который под-вешивали на очеп, или жердь. Ступы могли быть очень хорошо выделанными или топорной работы. В них толкли зерно, осво-бождая его от шелухи и измельчая до состояния муки. Хранились продукты в больших бадьях, вырубленных из цельного ствола дерева, или в берестяных туесах. В них наливали мед, масло, ссыпали сушеные грибы и ягоды. В туесках поменьше можно было хранить масло, молоко, сметану. Берестяная посуда обладает свойством сохранять свежесть продуктов.

Также представлены инструменты для обработки древесины. Например, топор тесло сейчас уже не используется, а раньше им кромили стены домов, вырубали лодки и гробы. Хотелось бы обратить ваше внимание на поддужные колокольчики, на одном из них нанесен год выпуска - 1859.

Гвозди для строительства, подковы, скобы, ножи ковались в домашних условиях. В музее можно увидеть и другие предме-ты кузнечного мастерства: когти для лазания по кедрам, вилы. У каждого мужчины имелся сундучок с инструментами, кото-рый, вероятнее всего, был привезен в далекую Сибирь. «Наш» сундучок принадлежал Лаврентию Акинфовичу Нохрину. Очень развит был товарообмен. Каждый, кто имел лошадь, ездил по зимнему пути в Шульгин Лог, Платово, Бийск, где менял орех, рыбу, калину, черемуху, пихтовое масло, деготь на муку, соль, пшеницу, галантерею. Вот поэтому, наверное, были в каждом хозяйстве весы, они сохранились до наших дней, год выпуска – 1865, 1880.

Следующий раздел нашего музея - это кухня, или куть. Главная здесь печь. В ней готовили пищу, на ней спали, сушили одежду, хранили припасы, даже мылись и лечились. Интересным приспособлением был таганок, его можно было использовать и зимой и летом, русскую печь топили не всегда, а согреть воды или даже сварить нехитрую похлебку можно было, разведя огонь на шестке. Пищу готовили в чугунках или глиняных горшках, в некоторых семьях были самовары, позже появились примусы. Стол покрывали скатертью только в большой праздник. Обычно столы мыли с песком, скоблили. Столешница всегда была белого цвета, зачастую ужин - картошка - выкладывался прямо на стол. Квашня - тоже неотъемлемый предмет любой кухни и печи. Принцип работы сепаратора не изменился и по сей день, другими стали только дизайн и привод. Стеклянная крынка имелась не в каждой семье, а вот берестяные туесочки - у всех. Обязательно в каждой избе присутствовала божница – место, где располагались иконы. Многие переселенцы - староверы и не посещали церковь. В наших селах не существовало стойкого сообщества староверов, но они здесь жили.

На женской половине избы представлены ткацкий станок, прялка и самопряха. Сохранились запасы чесаного льна, их называ-ли «нычки», современное слово «заныкал», то есть «спрятал», возможно, происходит отсюда. Здесь же выставлены женские кос-тюмы, они настоящие, сшиты в 1909 году Прасковьей Ивановной Наймушиной. Собираясь замуж, она готовила себе наряд в виде вышитых блузки, юбки и фартука. Есть и реставрированный мужской костюм.

Швейная машинка в то время представляла большую роскошь, возможно, ее привезли с собой или большая семья купила в рассрочку. Обладатели швейной машины были обеспечены работой, а значит, имели достаток, ведь они шили за плату. Конеч-но, в те времена женщины были большими рукодельницами. Успевали вязать, вышивать, всячески украшая свою одежду и жилище. Вышитое покрывало на кровати, наволочки, занавески, вязаное покрывало на колыбели, на тумбочке, подзоры на кровати… Мебель раньше тоже изготавливали самостоятельно. В селе Ишинск работала артель по производству мебели, во время Великой Отечественной войны там делали приклады для ружей и автоматов.

Хочется обратить внимание на полку с русскими народными куклами. Традиционные русские куклы классифицировались по материалу изготовления. По способу изготовления - крестушка, столбушка, закрутка, набивная кукла-мешочек. Каждый тип имел множество вариантов. Куклы делились на обереговые, обрядовые и игровые. В жизни человека они играли очень боль-шую роль, сопровождая его всю жизнь. В избе их было множество, они оберегали каждого члена семьи от болезней, сглазов. Вот кукла - оберег семейного дома Зерновушка. Внутрь насыпано зерно первого обмолота… Раньше такие куклы хранились на божнице всю зиму. Весной во время сева куклу разбирали и первым сеяли это зерно. Кукла Спиридон-солнцеворот известна еще со времен Ивана Грозного, тогда человек, наряженный в звериные шкуры, накануне дня зимнего или летнего солнцестоя-ния приходил к царю, извещая его о продолжительности дня. Если день укорачивался, вестника наказывали, закрывая в тем-ной комнате на весь день, били розгами. И наоборот, когда день увеличивался, царь благодарил его и одаривал подарками. Куклу Льнянницу, покровительницу женских ремесел, изготавливали к дню Параскевы - 10 ноября. Женщины просили у нее помощи в лечении детей, девушки – женихов. Не случайно она сделана из ниток или волокна, она как бы плетет нить судьбы. Смотришь на нее, поправляешь наряд - и словно ниточки своей судьбы приводишь в порядок. У куколок нет лиц, их не делали специально, считая, что через нос и рот в нее вселяется душа, а губить душу, сжигая куклу, – грех. Обрядовая многорукая кукла Десятиручка делалась перед праздником Покрова, когда девушки начинали готовить себе приданое. Кукла Купавка - кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купания. Делалась на день Ивана Купалы и Аграфены Купальницы и сплав-лялась по воде. На руки кукле навязывали разноцветные ленточки, что символизировало взятие болезней и невзгод.

В помещении библиотеки хранятся награды фронтовиков, ветеранов труда, тружеников тыла. Их нам передали сами граж-дане или их дети и внуки.

Гости Советской сельской библиотеки-музея русского быта имеют возможность приобщиться к истокам культуры и жизни переселенцев на Алтай.

Е. РЕХТИНА, с. Советское

Коментарии (0)